Ситуация в силовом блоке власти и, шире, в силовой корпорации, продолжала оставаться напряженной. По уже сложившейся традиции в наиболее уязвимом положении оказался Следственный комитет, который в очередной раз получил негативный сигнал. При этом аппаратные конкуренты ведомства уже начали борьбу за «бастрыкинское наследие», лоббируя выгодный им вариант реформы ведомства.
Внимание наблюдателей привлекло выступление Владимира Путина на расширенной коллегии Генпрокуратуры, где он поручил сотрудникам ведомства в полной мере реализовывать свою функцию контроля над следствием. Представители СМИ, традиционно недолюбливающие СК, поспешили подать это в качестве сенсации, что было явной натяжкой. Так, Путин дал это поручение в числе прочих, к тому же речь шла о реализации Генпрокуратурой уже имеющихся полномочий, а о не предоставлении новых.
Однако позиции Следственного комитета действительно становятся все более шаткими, а перспективы туманными, новые подтверждения чему появились на минувшей неделе. Согласно обнародованному «вбросу», в Уголовно-процессуальный кодекс могут быть внесены поправки, которые существенно расширят полномочия ФСБ.
У контрразведчиков, в частности, появится право возбуждать уголовные дела в отношении спецсубъектов — прокуроров, руководителей следственных органов и адвокатов. Также контрразведчики могут получить право вести абсолютно любые уголовные дела. Вопрос о внесении подобных изменений в законодательство встал после того, как «зависла» ситуация с возбуждением дела на главу ГСУ СК РФ по Москве Александра Дрыманова.
О том, что подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в УПК РФ», следует из ответа заместителя генерального прокурора Николая Винниченко на запрос председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василия Пискарева. В нем представитель надзорного ведомства сообщает, что согласно предлагаемым изменениям в УПК (дополнения статьи 448 УПК РФ частью девятой), следственные органы ФСБ РФ смогут возбуждать дела в отношении прокуроров, руководителей следственных органов, следователей и адвокатов «вне зависимости от категории преступлений». Сейчас полномочиями начинать расследования в отношении спецсубъектов имеет исключительно СК РФ.
Однако на этом предполагаемое расширение полномочий ФСБ не заканчивается. Поправки в УПК (дополнения части второй статьи 37 УПК пунктом 12), как следует из документа, устанавливают возможность передачи следственным органам ФСБ «для производства предварительного расследования любых уголовных дел или материалов проверки сообщения о преступлении, если таковые были выявлены федеральными органами безопасности».
В связи с этим предлагается наделить генпрокурора и его заместителей дополнительными полномочиями — по ходатайству контрразведчиков изымать любые дела и передавать их в органы ФСБ. Причем последняя служба может не мотивировать причину, по которой она хочет получить к себе для расследования материалы.
Перспективы Следственного комитета становятся все более туманными, его упразднение уже в текущем году выглядит все более вероятным. Такая ситуация будет провоцировать все более активное противостояние между Генпрокуратурой и ФСБ, которые намерены получить большую часть функций СК в свое распоряжение. В итоге победителем в данном конфликте может оказаться третий игрок, например, Росгвардия, а генпрокурор может, в качестве одного из вариантов, уйти в отставку по возрасту.
Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/nasledie-bastrykina-sledstvennyy-komitet-na-grani-uprazdneniya.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий