Дагестан может стать «пилотным» регионом
На минувшей неделе получили свое продолжение сюжеты, связанные с региональным направлением деятельности федерального Центра. В центре внимания оказались процессы, связанные с пересмотром неформальных соглашений Москвы с местными этнократиями. Пока в качестве площадки для обкатки был выбран Дагестан, где недавно сменилось руководство. В случае успеха подобные практики выйдут за пределы не только этой республики, но и всего Северокавказского региона.
Формальной причиной для ареста послужили махинации с землей. Главу дагестанской столицы подозревают в превышении полномочий с причинением тяжких последствий. По версии следствия, в марте 2016 года Мусаев незаконно подписал постановление о предоставлении Арскому кирпичному заводу (ОАО «АСПК») в собственность земельного участка за плату в размере 1,1 млн рублей. Переданные земли стоимостью 81 млн рублей входили в собственность республики Дагестан.
При этом обыски прошли демонстративно жестко — в здании администрации Махачкалы силовики выломали двери рабочего кабинета заместителя мэра Курбана Курбанова, который курирует в мэрии капитальное строительство. В мэрии работали в том числе сотрудники Генпрокуратуры, прибывшие в республику для проведения масштабных проверок органов власти. 13 января глава республики Владимир Васильев рассказал о скором приезде в Дагестан специальной группы из Москвы. Прокуроров заинтересовало соблюдение требований земельного, градостроительного и природоохранного законодательства в столице Дагестана — проверка была инициирована генпрокурором России Юрием Чайкой.
Визиту предшествовали сигналы со стороны республиканского управления Федеральной антимонопольной службы о нарушениях в мэрии. 26 декабря антимонопольщики обвинили комитет по управлению имуществом администрации Махачкалы в ограничении доступа к торгам по продаже недостроенного здания с земельным участком. В ноябре УФАС сообщило, что за три месяца мэрия Махачкалы незаконно изменила виды разрешенного использования 12 земельных участков общей площадью более 7,5 тыс. кв. м.
16 января Счетная палата республики опубликовала результаты собственной проверки деятельности администрации Махачкалы, по итогам которой заявила о нарушениях на общую сумму почти 3 млрд рублей. Среди претензий Счетной палаты: нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств, завышение стоимости строительных работ, нарушения при муниципальных закупках. Мусаев — не первый мэр Махачкалы, столкнувшийся с уголовным делом. В 2013 году силовики арестовали Саида Амирова, возглавлявшего столицу республики с 1998 года. Северо-Кавказский окружной военный суд приговорил его к пожизненному лишению свободы за подготовку террористического акта, посягательство на жизнь следователя СКР и другие преступления.
Уголовное дело против мэра последовало через три месяца после смены руководства республики. В октябре прошлого года врио главы Дагестана в рамках серии перестановок в губернаторском корпусе стал Владимир Васильев — генерал-полковник полиции в отставке и экс-замсекретаря Совбеза. До назначения он занимал пост вице-спикера Госдумы (в нижней палате Васильев был депутатом с четвертого по седьмой созыв). На посту главы Дагестана Васильев сменил Рамазана Абдулатипова, для которого отставка была совершенно неожиданной. После ухода с поста главы республики Абдулатипов стал специальным представителем президента России по вопросам гуманитарного и экономического сотрудничества с прикаспийскими государствами. Сам Абдулатипов публично поддержал Мусаева после его ареста.
Задержание мэра явилось результатом расследования, проведенного управлением ФСБ России по Дагестану при содействии аппарата врио главы республики. После прихода Васильева была анонсирована серьезная работа проверяющих органов, и ее объектами могут стать очень многие чиновники.
Дальнейшее развитие событий во многом будет зависеть от реакции местных элит Дагестана на усилия Васильева и федерального Центра. В свое время им удалось нейтрализовать аналогичные попытки Абдулитипова, что во многом и предопределило его отставку. Однако в случае с Васильевым такая политика «связывания» нового главы региона может привести к прямо противоположным результатам — новый глава республики, в отличие от его предшественника, является выходцем из силовой корпорации. Если ему удастся достичь позитивных успехов в «приведении к покорности» местных элит, эта практика будет распространена как минимум на другие северокавказские республики.
И не только северокавказские. В частности, ожидаются перемены в Татарстане в отношении этнократий в Казани.
Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/vlast-zachishchaet-pole-regionalnykh-elit.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий