воскресенье, 7 января 2018 г.

Недельный политобзор

Политическая ситуация на минувшей неделе оставалась сложной. Несмотря на очевидную общественно-политическую стабильность в стране и доминирование власти в политическом пространстве, вырос уровень террористической угрозы, продолжался кризис в экономике и в международных отношениях, - особенно в отношениях с США и развитыми странами Европы.

Перед российской внешней политикой и в рассматриваемый период в качестве основной задачи по-прежнему стояло ослабление американских и западных санкций, но не за счет потери лица руководством страны и безоговорочного принятия условий Запада. Как бы ни манила перспектива постепенной нормализации отношений между Россией и Западом, российское руководство хотело бы, чтобы для электората эти страны олицетворяли враждебную внешнюю силу, выступая против которой, Кремль всегда мог опереться на консолидированное вокруг власти патриотическое большинство. Москва хочет не допустить дополнительных ограничительных мер со стороны Вашингтона в 2018 году, и решила определить сферы, в которых она будет готова либо сотрудничать с США, либо вести переговоры об уступках. Такими сферами могут стать мирный процесс в Сирии, переговоры с Северной Кореей и конфликт на Украине.


Последний конфликт является главным камнем преткновения для возвращения к прежним отношениям с Западом. Кремль продолжает борьбу за сохранение влияния на Украину. Представитель РФ в переговорной группе в Минске Б.Грызлов заявил, что в 2018 году РФ намерена добиться от Киева наделения отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) особым статусом и проведения в них полной амнистии. Кроме того Москва, по словам Б.Грызлова, потребует выполнения Минских договоренностей по «плану Штайнмайера» (сначала выборы, а потом все остальное). Это заявление может означать не только то, что Россия не намерена идти на уступки и всеми силами будет отстаивать минскую повестку в ее изначальном виде, но и выход из диалога о введении в Донбасс миротворцев. 

Позиции сторон в этом вопросе оказались изначально несовместимыми и дали пищу для разговоров о том, что американцы с их санкционной дубинкой запугали российские верхи. Киевский вариант означает отказ России от всех планов относительно Украины, оставляя РФ без рычагов влияния на Киев. Москва согласна на введение миротворцев лишь для охраны наблюдателей ОБСЕ. Обе стороны обвиняют друг друга в недоговороспособности, поскольку Киев намерен лишить Россию возможности поддерживать сепаратистов, а Москва хочет не только сохранить в своих руках эту возможность влиять на Украину, но и добавить к имеющейся опции ряд новых, перечисленных Б.Грызловым.

США, поддерживающие позицию Киева, считают, что Россия должна отвести военных, вооружения и отказаться от какой-либо поддержки Донбасса, в обмен на гарантии безопасности населению ДНР и ЛНР - эти гарантии могут предоставить лишь миротворческие силы. Они же необходимы, чтобы можно было выполнить требования Минских соглашений: провести местные выборы, и, в конце концов, чтобы Верховная Рада начала процесс амнистии, чтобы специальный статус регионов, за который Рада уже проголосовала, был реализован после выборов. 

В.Путин недавно представил публике еще один вариант «исполнения» темы миротворцев, дав понять, что у России не будет никаких претензий к распространению на Донбасс международного контроля, если киевские власти договорятся об этом «с самим Донбассом». Иными словами, Украина должна признать ДНР и ЛНР независимыми политическими акторами. Все эти «хитрости» не учитывают вполне реальной возможности провокационного наступления Украины на ДНР и ЛНР перед президентскими выборами в РФ, которое может поставить В.Путина в очень деликатное положение. По мнению некоторых аналитиков, введение миротворцев могло бы предотвратить подобную провокацию.

Намеченная на январь встреча спецпредставителя Госдепа США К.Волкера с В.Сурковым, помощником В.Путина, покажет, насколько действенной оказалась угроза К.Волкера ввести против РФ новые санкции в случае отказа Москвы от размещения миротворцев на всей территории конфликта, включая линию украинско-российской границы.

Тем временем, появилась информация о вступлении в заключительную фазу работы американских разведок над Кremlin Report, который должен быть представлен Конгрессу США до 2 февраля 2018 года. Сообщают, что в циркулирующий в Вашингтоне рабочий список лиц вошли: И.Сечин, Г.Греф, В.Богданов, А.Ротенберг, Б.Ротенберг, И.Ротенберг, С.Ролдугин, А.Плехов, А.Акимов, Н.Шамалов, К.Шамалов, Ю.Шамалов, М.Шеломов, Г.Тимченко, А.Кабаева, И.Махмудов, А.Бокарев, Д.Горелов, П.Колбин, В.Кожин, Г.Петров, В.Кумарин, В.Смирнов, А.Малышев, И.Трабер, С.Васильев, Ю.Ковальчук, Б.Ковальчук, А.Фурсенко, В.Мячин, С.Кузьмин, О.Носков, А.Уланов, В.Шестаков, В.Ледовских, А.Пономаренко, В.Резник, С.Могилевич, Д.Фирташ.

Вашингтон усиливает меры по сдерживанию России. Администрация Д.Трампа негласно сохранила принятый при администрации Б.Обамы подход к противодействию российской геополитике. В 2018 год Белый дом вступает, одобрив крупнейшую с 2014 года коммерческую поставку смертоносного оборонительного вооружения на Украину (этот шаг заслужил на Капитолийском холме поддержку обеих партий), и введя санкции против российских нарушителей прав человека (с точки зрения Вашингтона). Администрация Д.Трампа увеличила бюджет на Европейскую инициативу сдерживания России, созданную при бывшем президенте Б.Обаме. Она также собирается ввести против России новые санкции. Согласно отдельному закону, неохотно подписанному Д.Трампом летом, их объекты она должна назвать до 29 января 2018 года. 

Советник президента США по национальной безопасности, генерал Г.Макмастер обвинил Москву в подрывной деятельности и в поддержке терроризма. Он заявил, что необходимо найти способ противостоять новой стратегии, которую Россия усовершенствовала по многим параметрам. Россияне проявляли активность в Европе, - отметил генерал, - и во время недавних выборов во Франции, и на испанском референдуме о статусе Каталонии. Мы видели их активность в Мексике, попытки спровоцировать путч в Черногории. Сегодня уверениям Москвы, что она ни к чему не причастна, уже никто не верит, считает Г.Макмастер. На Ближнем Востоке Москва якобы стремится использовать деструктивные действия Ирана, вооружает и поддерживает группировки вроде «Хезболлы». За такую поддержку России придется заплатить немалую цену. Судя по этому интервью, а также по тому, что глава российского внешнеполитического ведомства заявляет, что вступление в силу новых антироссийских санкций неизбежно отразится на двусторонних отношениях России и США, а РФ будет отвечать на «любые враждебные действия» против ее граждан, отвести удар пока не удается.

Это означает, что в 2018 году может возрасти напряженность между Россией и США. Вашингтон заявил, что в следующем году он может оказать давление на Россию с помощью самых разных средств, включая более тяжелый режим санкций и продажу летального вооружения Украине. В то же время США наращивают свою систему противоракетной обороны в Европе и Азии. 

Некоторые признаки свидетельствуют о том, что близится к завершению и расследование спецпрокурора Р.Мюллера - в последние дни Д.Трамп вел себя как человек, который узнал, что расследование Р.Мюллера закончится не в его пользу. Он совершил самый сильный за всю историю проблемы «наезд» на расследование Р.Мюллера и ФБР в целом - вновь призвал не портить образ США в мире и прекратить расследование его связей с Кремлем, а 29 декабря заявил, что «даже если был «сговор с Россией», то это не преступление». 

«Северокорейское досье», как и украинский казус, едва ли сможет сыграть роль предохранителя от новых санкций со стороны США. Агентство Reuters сообщило на минувшей неделе, что в Северную Корею из России несколько раз за последний год шли поставки нефти и нефтепродуктов. 

Сирийская тема стала особо болезненной после начала антивоенных выступлений в Иране под лозунгами прекращения внешнеполитических авантюр. Финансовые средства, направляемые Тегераном на поддержку Ирака, Сирии, а также ливанской «Хезболлы», вызывают негодование и протест. При любом новом развитии бунта, охватившего многие города страны и, как полагают, тайно спонсируемого Саудовской Аравией, Тегерану придется менять внешнюю политику. 

Для России это будет означать пересмотр ее политики на Ближнем Востоке. Судьба Б.Асада без иранских «добровольцев» становится катастрофической - лишь они сдерживают «умеренную» оппозицию, а возвращение занятых в прошлые два года территорий на севере под ее контроль станет неизбежным. Придется сдавать и Алеппо, полностью контролируемый иранскими бойцами. Могут обрушиться совместные ирано-российские атомные проекты и помощь Ирану в освоении ядерных технологий. Под угрозой важное звено из антиамериканского альянса. 

Между тем, ситуация в ЕС развивается по более благоприятному для России сценарию. Евросоюз, в котором с 1 января 2018 года председательство в Совете ЕС на полгода переходит к Болгарии, переживает серьезный внутриполитический кризис, и перестает быть монолитной политической и экономической структурой. Европейский Союз оказался не в состоянии ответить на целый ряд вызовов, включая кризис власти в ФРГ. 

В 2020 году заканчивает свое действие семилетнее соглашение, в котором расписаны размеры дотаций странам Восточной Европы, и теряет смысл оплачивать более бедные государства. Некоторые аналитики предвидят, что Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды, входившие в Союз угля и стали, первый европейский интеграционный проект, начнут формировать Соединенные Штаты Европы. Бывшие соцстраны столкнутся с дилеммой между потерей суверенитета (если согласятся войти в СШЕ) и прозябанием (если не согласятся). Остальные страны (Дания, Австрия, Швеция, Испания, Норвегия, Финляндия) будут частично пребывать под зонтиком ЕС, а частично просто поддерживать партнерские отношения друг с другом и с СШЕ. За Брюсселем останется, видимо, чисто представительская функция. Растущие неопределенности в ЕС дают основание российским чиновникам допускать, что Евросоюз, возможно, снимет санкции с России до 2020 года, поскольку рестрикции в условиях структурной трансформации ЕС будут излишним дополнительным риском. 

Пока же на европейском направлении позитивных новостей недостаточно. Накануне Нового года с заявлением, что санкции против России вредят самому ЕС, выступил руководитель правоцентристской партии «Вперед, Италия» С.Берлускони. При этом он, однако, пообещал, что в случае победы на парламентских выборах 2018 года в Италии не будет предпринимать односторонних шагов по вопросу об антироссийских санкциях, хотя и сделает все для понимания вреда санкций для экономики ЕС. Глава министерства экономики и финансов Франции Б.Ле Мэр в интервью The Wall Street Journal выразил надежду на то, что экономические санкции, введенные Евросоюзом в отношении России, в перспективе могут быть сняты. Несмотря на сохранение режима санкций, Россия и Франция, по словам министра, должны поддерживать и наращивать сотрудничество, а также готовиться к тому моменту, когда введенные ограничения будут сняты.

Тем временем 1 января вступил в силу принятый британским парламентом и подписанный королевой закон «О криминальных финансах». Британские суды и правоохранительные органы могут направлять запросы в адрес нерезидентов с требованием предоставления доказательств законности происхождения денег, используемых для покупки недвижимости и размещаемых на счетах британских банков. Понятно, что главная цель закона – российская элита, которая имеет активы в Великобритании. Закон предусматривает конфискацию (а не только замораживание) активов, если суд сочтет их происхождение нелегальным. Уже 2 января появились сообщения о том, что в Великобритании начались массовые проверки российских инвестиций - от 40 тыс. фунтов и выше.

Вновь возникла напряженность между Москвой и Минском. Белоруссия решила отказаться от закупок российской электроэнергии, посчитав невыгодными условия сделки, а российская пресса «взорвалась» после того, как А.Лукашенко комплиментарно высказался о жителях Западной Украины. Столь жесткие выводы и появление раздраженного пересказа слов А.Лукашенко приблизительно в сотне российских интернет-СМИ являются очевидным сигналом, что после учений «Запад-2017» от Минска самостоятельной игры больше не ждут, и не советуют увлекаться попытками выстраивать какие-либо независимые от РФ внешнеполитические цепочки. 

Не вполне благоприятно для РФ складывалась и ситуация в Молдавии. 2 января Конституционный суд Молдавии по запросу группы депутатов от правящей коалиции временно прекратил полномочия пророссийского президента республики И.Додона. Решение обусловлено тем, что перед новым годом И.Додон повторно отклонил предложенные премьер-министром кандидатуры пяти министров и двух вице-премьеров. Согласно законодательству, президент имеет право отклонять кандидатуры только один раз. Конституционный суд постановил, что обязанности президента временно переходят к председателю парламента или премьеру. В ближайшие дни один из них подпишет указы о назначении новых членов правительства. В ответ И.Додон рассчитывает на победу своей Социалистической партии на предстоящих в этом году выборах, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. 

Внешнеполитическое давление на Россию по другим линиям не демонстрировало пока тенденции к нарастанию. Генсек Североатлантического альянса Й.Столтенберг выступил за политический диалог с Москвой, «хоть он и не прост», а также за усиление военных связей. В частности, необходимо увеличивать количество контактов между Россией и НАТО - в том числе, по линии военных связей. В качестве позитивного примера Й.Столтенберг назвал свои недавние переговоры с начальником российского Генштаба В.Герасимовым.

По словам руководителя международной следственной группы, расследующей инцидент с гибелью MH17 на востоке Украины, Ф.Вестербеке, следователи собрали «чрезвычайно большое количество материала», свидетельствующего о том, что малайзийский лайнер был сбит случайно, «по ошибке». Следственная группа воздержалась от публикации списка 120 подозреваемых в причастности к катастрофе «Боинга». 

Без особого драматизма развивался и допинговый скандал. Решение МОК допустить российских спортсменов к участию в Играх 2018 года, прервавшее эскалацию слухов и домыслов, и введшее ситуацию в предсказуемое русло, вызвало острое недовольство американских спортивных властей, занимавших наиболее жесткую позицию в отношении участия российских спортсменов в олимпийских соревнованиях. Об их недовольстве свидетельствует заявление Дж.Уолдена, адвоката бывшего главы московской антидопинговой лаборатории Г.Родченкова. Дж.Уолден заявил, что глава МОК занял «жалкую» позицию в ситуации с допинговым скандалом в России - он, мол, «пресмыкается перед сильной Россией», и должен уйти в отставку за предательство олимпийских идеалов, состоящее и в том, что при наказании слабых стран, например, Кувейта, МОК выбирает самые жесткие варианты.


«Застыло» расследование дела арестованного в ноябре французскими правоохранительными органами известного российского бизнесмена, члена Совета Федерации С.Керимова. Каких-либо значимых утечек об актуальной ситуации вокруг миллиардера на минувшей неделе не было. Стало известно лишь, что резко активизировался основной конкурент С.Керимова в дагестанской элите, аварец З.Магомедов, который перегруппировал свои позиции, пока С.Керимов находится во Франции. 


В частности, З.Магомедов покинул состав совета директоров стратегической для него компании «Дальневосточное морское пароходство» и пост президента хоккейного клуба «Адмирал», принял участие в традиционной новогодней встрече президента России В.Путина с крупнейшими российскими предпринимателями. Аналитики считают, что он высвободил ресурсы для какого-то более масштабного рывка на стратегическом для себя направлении. Удержание С.Керимова и весьма туманные перспективы его возможного скорого возвращения  вывели его из игры по формированию нового политического ландшафта в Дагестане после выборов президента России. 

Судя по предновогодней информации, сдвинулись с мертвой точки переговоры о поставках газа в Китай. В частности, 29 декабря было подписано соглашение между «Газпромом» и корпорацией CNPC о новом маршруте поставок. Глава «Газпрома» А.Миллер заявил, что заложена основа для создания еще одного трубопроводного маршрута поставок российского газа в Китай. Это может означать, что «Газпрому» пришлось принять ценовые условия Пекина. Об этом свидетельствует и отсутствие какой-либо детализации соглашения.



Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/nedelnyy-politobzor.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий