Власти Судана выступили с инициативой создать у себя российскую военную базу. Она может быть размещена в районе города Порт-Судан на берегу Красного моря, и, по официальным данным, должна помочь «в борьбе с контрабандой и работорговлей». По некоторым данным, сотрудники частных военных компаний, зарегистрированных в РФ, уже начали перемещение на территорию этой африканской страны.
Военная база на берегу Красного моря позволила бы взять под контроль Суэцкий канал и лишить США, по сути, монопольного контроля над важнейшими транспортными потоками Суэца. Показательно, что Судан предлагает «обеспечивать безопасность судоходства в Красном море» именно России, а не США. Причиной являются сложные суданско-американские отношения: нынешнего президента Судана Омара аль-Башира считают ответственным за массовые жертвы в годы Второй гражданской войны в Судане (1983—2005).
22-летняя война стала конфликтом арабов-мусульман Судана против неарабских (главным образом, негритянских) народов Юга и завершилась возникновением в 2011 году государства Южный Судан.
Война была остановлена благодаря резолюции СБ ООН №1590 от 24 марта 2005 года, которой учреждалась Миссия ООН в Судане. Следует отметить, что в миротворческой миссии ООН активно участвовали и российские военные (с апреля 2005 года по март 2012 года), когда российская авиационная группа в составе 4—8 вертолетов разместилась в аэропорту населенного пункта Джуба в Южном Судане.
Поскольку Омар аль-Башир, ставший в 1993 году президентом Судана, активно поддерживал миротворческие усилия и пообещал «признать любые результаты референдума о независимости Южного Судана», новое государство было быстро признано ведущими странами планеты, а также Россией.
Следует отметить, в 1990—1991 годах Судан поддержал режим Саддама Хусейна в войне в Персидском заливе. Это изменило отношение США к официальному Хартуму, администрация Билла Клинтона запретила американские инвестиции в страну и включила Судан в «список стран-изгоев». Также с этого момента США «делали ставку» на Южный Судан.
22-хлетняя война действительно сопровождалась актами геноцида, массовыми убийствами и изгнаниями мирного населения. По оценке 2001 года, к этому времени около 2 миллионов человек погибли, а 4 миллиона оказались беженцами. Потери среди гражданского населения были одними из самых высоких среди военных конфликтов после Второй мировой войны. При этом Запад в своих комментариях возлагал ответственность за жертвы, во многом, на президента Омара аль-Башира.
Как представляется, инициатива Судана по приглашению России — не обычный «зондаж намерений». У России в Красном море сегодня есть определённые национальные интересы.
Во-первых, Красное море «запирает» Суэцкий канал и грузовые потоки в Европу (поставки нефти из Персидского залива, продукцию из Китая для Европы и т.п.). Таким образом, военное присутствие России даёт ей механизм для контроля и давления.
Во-вторых, Красное море — действительно опасное место, где суда подвергаются нападению пиратов из соседнего государства Сомали, а с Синая распространяется угроза боевиков «Исламского государства». Военное присутствие в Судане также поддержало бы группировку российского ВМФ, который патрулирует в составе международного «противопиратского контингента» Аденский залив.
В-третьих, база ВМФ России в Судане станет серьезным ударом по влиянию США, которые давно контролируют Суэцкий канал (через влияние на Египет). Потеря единоличного контроля над подходами к Суэцкому каналу станет для США серьезным ударом.
Впрочем, инициатива Судана достаточно неожиданна, и Россия своего ответа на предложение Судана пока не дала.
Судан в случае возобновления сотрудничества, окончившегося с развалом СССР, обещает быть надёжным союзником. Этому, в частности, способствует ставка США на Южный Судан, с которым у Судана сохраняются враждебные отношения из-за нерешённых приграничных споров. Показательно, что США сохраняют враждебность по отношению к Хартуму даже после признания им независимости Южного Судана и не вычеркивают его из «черного списка».
Стратегическое значение Красного моря показывает, например, тот факт, что Китай уже вложил серьезные средства в благоустройство Суэцкого канала и развернул военную базу в Джибути. При этом Китай собирается увеличивать военное присутствие в этом районе.
Поскольку военная база — затратный проект, Россия, вероятнее всего, выберет вариант строительства не полноценной базы, а пункта материально-технического обеспечения (такой, какой у России есть в Омане). Вряд ли Россия откажется совсем от «суданского проекта», поскольку Судан очень удобен с точки зрения своего стратегического расположения. База в Судане также позволит обеспечить безопасность для мирового судоходства от морских пиратов.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/plyusy-i-minusy-rossiyskogo-voennogo-prisutstviya-v-sudane.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий