суббота, 7 октября 2017 г.

Два года «сирийской кампании»: достижения России весомее её потерь

На минувшей неделе исполнилось два года с момента начала «сирийской кампании», когда 30 сентября 2015 года Совет Федерации одобрил запрос президента России на применение вооруженных сил за рубежом, а СМИ сообщили о переброске на аэродром Хмеймим российской смешанной авиагруппы в количестве 70 машин (бомбардировщиков Су-24М и Су-34, штурмовиков Су-25СМ и истребителей Су-30СМ, ударных вертолетов Ми-24, а также многоцелевых вертолетов Ми-8).

Критически настроенные комментаторы подчёркивают неудачи России в этой кампании. Наиболее часто указывают на: 1) незавершённость сирийского конфликта (действительно, по-прежнему «остаются на сцене» «ИГ», официальная власть Башара Асада, «антиасадовская оппозиция», также воюющая с «ИГ», курдские, протурецкие и проиранские группировки); 2) гибель российских военнослужащих (МО РФ официально признало на данный момент 38 погибших); 3) сохраняющееся противостояние России с Западом по вопросу Сирии и Украины; 4) военные расходы (Владимир Путин в марте 2016 года говорил, что общие расходы составили 33 млрд руб., альтернативные оценки — 138 млрд руб.); 5) потерю двух истребителей (Миг-29 и Су-33) с авианосца «Адмирал Кузнецов», разбившихся при попытке сесть на палубу (ноябрь-декабрь 2016 года).


Как представляется, успехи России в Сирии и заделы на будущее всё же весомее её неудач. 

Во-первых, России удалось вернуться в «клуб главных игроков» в мировой политике, навязав Западу необходимость взаимодействия. Прежде СССР выступал на Ближнем Востоке в роли великой державы на равных с США, сегодня России удалось восстановить этот статус, став союзником «шиитского пояса» Ирана, Сирии и отчасти Ирака. Россия показывает и другим странам региона, что она более надежна, чем «непостоянные американцы». Так, после того, как Вашингтон заморозил поставки вооружения в Египет, после свержения демократически избранного правительства Мухаммеда Мурси, Москва включилась в игру, заключив контракт в Каире на поставку оружия на 2 млрд долларов (2014 год) и на строительство «Росатомом» АЭС с четырьмя энергоблоками мощностью 1200 МВт (2015 год), что обойдётся египетской стороне более чем в 25 млрд долларов. Особо следует отметить «ошибочный» удар 16 сентября сирийских ВВС по курдским «Сирийским демократическим силам» в районе Дейр-эз-Зор. Очевидно, что Башар Асад и Россия впервые дали сигнал американцам «не лезть», чего ранее не наблюдалось.


Во-вторых, удалось спасти власть Башара Асада и снять с повестки требование его ухода. В 2015 году официальная власть Сирии контролировала примерно 20% территории и около половины населения страны, изнемогая в ходе тяжелой войны. Процесс кончился бы поражением Дамаска и дроблением Сирии на районы, подконтрольные различным исламским радикальным группировкам, или победой «Исламского государства». Альянс западных стран (во главе с США), Турции и Саудовской Аравии стремился, прежде всего, свергнуть Башара Асада. Сегодня под контролем правительственных сил и их союзников находится больше половины территории и более трех четвертей населения Сирии. «ИГ» потеряло большую часть территорий в Сирии и Ираке, утратило основные источники финансовых доходов и агонизирует. Противостоящие Дамаску группировки расколоты и контролируют лишь небольшие анклавы, что обнуляет их шансы на приход к власти в Сирии. 

В то же время, «антиасадовская коалиция» развалилась: Турция и Катар перешли на другую сторону, США прекратили поиск никогда не существовавшей «умеренной оппозиции» среди арабов-суннитов (и сделали ставку на курдов), а Саудовская Аравия, хотя и продолжает поддерживать суннитских радикалов, но без былого размаха.

В-третьих, Россия смогла повысить боеготовность своей армии и продемонстрировать новые высокоточные вооружения. Так, впервые были применены высокоточные крылатые ракеты со спутниковым наведением «Калибр-НК», которые были пущены из Каспийского и Средиземного морей (в том числе, из подводного положения дизельной подлодкой «Ростов-на-Дону») и преодолели расстояние свыше 1000 километров. По словам министра обороны Сергея Шойгу, в Сирии были испытаны 160 видов нового и модернизированного оружия. Сегодня экспорт российского оружия растёт, и отечественный ВПК получает дополнительные заказы.


Референдум о независимости Курдистана может привести к военным столкновениям между курдским ополчением и коалицией его противников 

Референдум о независимости автономии — Иракского Курдистана, проведенный 25 сентября в Иракском Курдистане, состоялся несмотря на угрозы из Багдада, Анкары и Тегерана, а также призывы из Вашингтона отложить его. 


Фактическую независимость Курдистан обрёл в 1991 году в результате нескольких побед курдского ополчения (Пешмерги) над иракскими правительственными войсками и изгнания последних из региона. Автономный статус Курдистана в дальнейшем был закреплён новой конституцией Ирака 2005 года. Иракский Курдистан получил свой демократический парламент — «Региональную Ассамблею» (111 мест), который, в свою очередь, избрал президентом Масуда Барзани.

Согласно результатам, обнародованным 27 сентября Высшей независимой избирательной комиссией, явка на плебисците составила 72,61% (проголосовало около 3,3 миллиона человек из 5,2 млн внесённых в списки). Из этого числа избирателей 92,73% проголосовали за независимость.

Для голосования требовалось предъявить документ, подтверждающий иракское гражданство. Иракские курды, живущие за пределами Ирака, имели возможность проголосовать через Интернет.

По заявлению вице-спикера парламента автономии Джаффара Эминки, «независимость Иракского Курдистана может быть провозглашена в течение одного-двух месяцев». Этому будут предшествовать переговоры с Багдадом о границах, а также на темы нефти и газа.

Несмотря на обилие репортажей в мировых СМИ, региональные и международные игроки выступили единым фронтом против курдской независимости. (На данный момент референдум признал лишь Израиль.) Так, американский госсекретарь Рекс Тиллерсон заявил, что «США не признают итоги референдума в Иракском Курдистане», поскольку этот «односторонний шаг» идёт вразрез с «ролью центрального правительства, определенную конституцией».

Действительно, раздел Ирака несёт риск для бизнеса американских (а также российских) энергетических компаний, работающих на этой территории, предвещает усиление влияния в Курдистане Ирана, а в перспективе — угрозу передела границ Турции, Ирана и Сирии.

Турция с 27 сентября запретила все полеты Иракского Курдистана, Ирак также закрыл воздушное пространство этого региона, так как «Эрбиль отказался передать под контроль силовых структур Ирака аэропорт». Полеты в Курдистан приостановили также авиакомпании из ОАЭ, Иордании, Ливана и Египта. Турецкие националисты заявили, что готовы отправить в Киркук тысячи вооруженных добровольцев, чтобы защитить туркоманов Киркука от курдов. С аналогичным заявлением выступила проиранская шиитская группировка «Хашд-Шааби».

Парламент Ирака «дал добро» на использование иракской армии в провинции Киркук «для сохранения территориальной целостности страны», хотя губернатор Киркука заявил, что провинция не подчиняется органам власти Ирака. В то же время, курдская Пешмерга продолжает укреплять свои позиции в Киркуке.

Судя по тому, что разгром «ИГ» в Сирии и Ираке — дело ближайшего времени, можно ожидать, что курдские вооружённые группировки высвободятся для дальнейшей борьбы за права курдского народа, и вопрос независимого Курдистана станет ещё более актуальным.

Успехи России в Сирии означают, что контролируемая сегодня Башаром Асадом часть страны будет заведомо лояльна Москве. Впрочем, можно ожидать, что Саудовская Аравия и США будут всячески стимулировать «борцов с тиранией Асада» (включая «Ан-Нусру» и «Аль-Каиду») продолжать воевать даже без шансов на победу. По мере приближения к победе над «ИГ» и «Ан-Нусрой» будут обостряться проблемы с сегодняшними союзниками Дамаска. Так, Дамаску предстоит сдержать притязания Тегерана на контроль над сирийским руководством и армией посредством исламизации, не поссорившись при этом с иранским руководством. Кроме того, Башару Асаду либо его преемникам будет необходимо согласовать интересы своих нынешних союзников — национальных и конфессиональных меньшинств, предоставив им определенную долю власти. От России при этом потребуется употребить всё её влияние для сохранения стабильности в стране.

Курдская проблема, по-видимому, будет становиться всё острее. Сегодня этот народ является единственной настоящей «умеренной светской оппозицией» в Сирии, и после победы Дамаска при поддержке США могут начать борьбу с центральным правительством. В этой ситуации Башару Асаду придётся признать право курдов на широкую автономию, и в этом вопросе Россия также могла бы стать основным посредником.

Россия, очевидно, будет сохранять нейтралитет в данном вопросе. В то же время, стремление курдов к созданию независимого государства имеет перспективы, поскольку вполне соответствует Уставу ООН, на который «мировое сообщество» в данной ситуации закрывает глаза. При изменении конъюнктуры «право народов на самоопределение», закрепленное в ст. 1(2) и ст. 55 Устава ООН, а также в ст. 1 обоих пактов ООН о правах человека, может быть реализовано также и в отношении Курдистана.

Полный текст статьи: http://operline.ru/content/stati/dva-goda-siriyskoy-kampanii-dostizheniya-rossii-vesomee-eye-poter.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий