Хотя Ирак сегодня — слабое государство, разрываемое противоречиями между тремя основными общинами — арабами-шиитами, арабами-суннитами и курдами, ему оказалось всё же по силам организовать противодействие, да и «мировое сообщество» заняло выжидательную позицию, не признав итоги референдума. Единственная страна, признавшая референдум Иракского Курдистана — Израиль — здесь явно сделал политическую ошибку, поскольку «еврейская поддержка» на Ближнем Востоке, скорее, воспринимается как минус. Это подтверждается, например, заявлением президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана от 5 октября, что «курдский референдум в Ираке — дело рук израильской спецслужбы «Моссад» (политическая разведка Израиля).
В Ираке сегодня усилиями США создана политическая система — парламентская республика, которая должна была учесть интересы всех трёх общин.
Правительство формируется крупнейшей парламентской фракцией и возглавляется премьер-министром.При этом, по конституции, премьер-министром страны всегда является шиит, президентом — курд, а председателем парламента — суннит. Два заместителя у этих должностных лиц дополняют начальника (т. е., например, у президента по одному вице-президенту будут из шиитов и из суннитов).
На практике система работает крайне неэффективно. Так, после парламентских выборов 7 марта 2010 г. победившие партии погрязли в склоках, и новый парламент не мог собраться до 10 ноября, когда наконец было сформировано правительство.
В регионах сегодня реальная власть как правило принадлежит приостановившим боевые действия повстанческим организациям, крупнейшей из которых является «Исламская партия Ирака», которая, несмотря на своё название, является боевой организацией подпольной партии Баас.
Тем не менее, Ирак смог организовать ряд серьёзных санкций против Иракского Курдистана.
Еще до обнародования официальных результатов референдума иракский парламент потребовал отправить в спорные районы иракские войска (сегодня иракская армия медленно, но последовательно берёт под контроль территорию Иракского Курдистана), закрыть погрантерминалы для Курдистана, вернуть нефтяные месторождения под юрисдикцию Министерства нефти, закрыть иностранные диппредставительства в столице Курдистана Эрбиле.
Логично, что результаты референдума руководство Иракского Курдистана (клан Масуда Барзани) пытается трансформировать в политические и экономические уступки.
С 8 октября Масуд Барзани ведёт переговоры с Багдадом о том, на каких условиях решение референдума будет заморожено (Масуд Барзани уже обещает «заморозку» на 2 года при снятии санкций). Однако пока остаются неурегулированными границы (какие именно территории подпадают под власть курдов, будет ли курдским Киркук), какое количество нефти курды могут продавать непосредственно (а не через иракское правительство), и др.
Положение Иракского Курдистана осложняется противостоянием двух курдских кланов — «клана Масуда Барзани» и «клана Джаляля Талабани» (экс-президента Ирака, скончавшегося 3 октября). Поскольку по иракской конституции каждый президент Ирака должен быть курд, оба клана претендуют на этот пост.
Интересы России оказались задеты, когда Багдад объявил санкции (и, соответственно, нефтяные соглашения с Курдистаном стали «незаконными»).
19 октября Ирак напомнил, что считает, что соглашения о разработке нефтегазовых месторождений должны быть заключены с участием Министерства нефти, а накануне 18 октября «Роснефть» объявила о заключении соглашения с правительством Иракского Курдистана о покупке 80%-й доли в пяти нефтяных месторождениях региона (сумма сделки может составлять около 400 млн долл.). Главный исполнительный директор «Роснефти» Игорь Сечин заявил, что «Ирак и Курдистан должны сами решать свои политические проблемы», и что его компания будет «строго соблюдать законодательство той зоны, где работаем».
Иракская власть долго «закрывала глаза» на то, что Курдистан самостоятельно торговал нефтью и газом. Сегодня позиция Багдада стала жёсткой и вряд ли изменится до достижения компромисса с Эрбилем, поэтому проекты «Роснефти» (заключившей соглашения напрямую с Курдистаном) будут заморожены на неопределённое время.
Несмотря на ряд военных столкновений между иракцами и курдами, Багдад вряд ли сумеет взять Курдистан военными силами под полный контроль, поскольку вооружённые силы Иракского Курдистана значительны. Кроме того, Курдистан не в первый раз показывает стремление к независимости (после распада Османской империи в Севрском и Лозаннском договорах с Турцией было прописано право турецких курдов на национальную автономию; в 1920-е годы в Турции три года просуществовала Араратская Курдская Республика; в 1945 году в Иране чуть менее года просуществовала «Мехабадская республика»). По-видимому, в перспективе курды получат свою государственность.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/protivostoyanie-irakskogo-kurdistana-s-irakom-stavit-pod-ugrozu-proekty-rf-v-regione.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий