На периферии информационного поля на фоне губернаторских отставок и протестной акции оппозиции оказался такой важный процесс, как аппаратная борьба за параметры бюджета-2018 и корректировку бюджета-2017. Между тем борьба между группами влияния вышла на новый уровень, так как амбиции силового лобби, которым власть все больше идет навстречу, вызывают недовольство широкого круга игроков.
Секретная часть российского бюджета в следующем году останется на уровне 17,6% от общих расходов, но внутри нее могут произойти заметные изменения. Доля закрытых расходов по разделу «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность» увеличится до 38,3% — максимума по крайней мере с 2007 года, но это будет компенсировано сокращением секретных частей «гражданских» разделов — «Общегосударственные вопросы» и «Национальная экономика».
Закрытые расходы по «Национальной безопасности» возрастут на 154 млрд рублей относительно оценки 2017 года. Связано это исключительно с увеличением секретной части подраздела «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности», который сам по себе менее прозрачен, чем остальные. В открытой части этого подраздела фигурируют, например, расходы на социальную поддержку силовиков и их семей, обеспечение доставки государственной корреспонденции, мобилизационную подготовку органов власти.
При этом в расходах на госаппарат доля секретных расходов снизится в 2018 году на 75 млрд рублей — до 5,1% (около 67 млрд), и это будет минимальная доля секретности в этом разделе по меньшей мере за 12 лет. Еще в 2015 году доля закрытых расходов в разделе «Общегосударственные вопросы» достигала абсолютного максимума в 15,2%. В этом году она должна составить 11% (более 142 млрд рублей).
В разделе «Национальная экономика» в 2018 году на закрытые ассигнования будет приходиться 6,8% расходов — по сравнению с 9,2% в этом году (по оценке на 1 сентября). Это будет первое сокращение секретной части раздела «Национальная экономика» с 2014 года. Впрочем, сокращения секретных расходов в «мирных» разделах может и не произойти: в последние годы есть тенденция наращивания таких расходов по ходу исполнения бюджета. Когда год назад правительство вносило проект бюджета в Думу, доля закрытых расходов в «Общегосударственных вопросах» планировалась в 2017 году на уровне 5,8%, в «Национальной экономике» — 7,5% (в итоге сейчас они ожидаются на уровне 11 и 9% по текущему году). В конце 2016 года секретные расходы бюджета резко увеличились (их доля в том году достигла постсоветского максимума в 21,7%) из-за того, что правительство решило досрочно расплатиться с банками по кредитам ОПК на 800 млрд рублей.
Заметных успехов в лоббировании своих бюджетных интересов добилась и группа «Роснефти», правда, речь идет о бюджете на текущий год. Минфин опубликовал законопроект об уточнении параметров федерального бюджета на 2017 год: из него следует, что ведомство не ожидает, что государственный холдинг «Роснефтегаз» в этом году заплатит более 20,4 млрд рублей дивидендов. Действующая версия закона о бюджете предполагала, что «Роснефтегаз» может заплатить в этом году до 156,5 млрд рублей дивидендов, из которых 20,4 млрд пойдут на финансирование проектов самолетов Ил-114, Ил-96-400 и двигателей ПД-35 и ТВ7-117.
Прогноз по поступлениям дивидендов «Роснефтегаза» в бюджет 2017 года (156,5 млрд) изначально складывался так: 93,4 млрд дивидендов по пакету «Роснефтегаза» в «Роснефти» (чуть более 50% акций), 42,6 млрд дивидендов по пакету в «Газпроме» (10,97% акций) плюс 20,4 млрд — на самолеты и двигатели. Таким образом Минфин надеялся, что «Роснефтегаз» передаст в бюджет весь доход от дивидендов «Роснефти» и «Газпрома», выплаченных по итогам 2016 года, и еще добавит 20 млрд рублей на финансирование авиационных проектов государства.
Расчет оказался слишком оптимистичным, и «Роснефтегаз» собрал с «Газпрома» и «Роснефти» только 50 млрд рублей по итогам 2016 года. Но и этих денег холдинг в бюджет не передал, продолжив накапливать свободные средства от дивидендов двух крупнейших госкомпаний России.
Скорее всего, в преддверии президентских выборов власть будет вынуждена идти навстречу амбициям силовой корпорации с целью поддержания ее лояльности. В то же время проблемы с получением средств для выполнения социальных обязательств могут заставить ее ущемить интересы других влиятельных лоббистов, в том числе и «Роснефти». Вполне возможно, в ближайшие недели в СМИ многочисленными оппонентами Игоря Сечина будет развернута кампания за «национализацию» «Роснефти» в смысле повышения уровня выплаты дивидендов в бюджет
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/apparatnaya-borba-za-parametry-byudzheta-2018.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий