пятница, 22 сентября 2017 г.

Дискуссии о миротворцах ООН на Донбассе

11 сентября президент РФ Владимир Путин в телефонном разговоре с канцлером Германии Ангелой Меркель согласился с возможностью разместить миротворцев ООН не только на линии соприкосновения в Донбассе. Как сообщил официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Зайберт, Ангела Меркель в целом одобрила российскую идею, однако заметила, что она нуждается в доработке. 14 сентября Госдеп США выступил против ограниченной миротворческой миссии, фактически поддержав предложение Украины: ранее Киев потребовал ввести миротворческий контингент ООН для обеспечения гарантий мира на востоке Украины, а также контроля над российско-украинской границей.  
С инициативой ввести миротворцев ООН в Донбасс, которые бы защищали миссию ОБСЕ и находились на линии разграничения противоборствующих сторон, а не на территории самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик, выступил президент России Владимир Путин во время пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в китайском городе Сямэнь. Это стало ответом России на обсуждаемое уже на протяжении более полутора лет предложение Киева. Ранее, Петр Порошенко предлагал западным лидерам обсудить возможность введения на Донбасс «полицейской миссии» ОБСЕ, либо миротворческого контингента ООН. Оба предложения казались нереалистичными. Для принятия первого потребовалось бы согласие всех стран-участниц ОБСЕ, что практически невозможно обеспечить. Для второго предложения главным препятствием является вероятное вето России на соответствующую резолюцию СБ ООН. 
Новая волна обсуждения «миротворческих» инициатив Киева началась во второй половине этого года, когда новый спецпредставитель США по Украине Курт Волкер, занимающий крайне жесткую позицию по отношению к украинской политике Москвы, приступил к своим обязанностям. Нарастание антироссийской риторики внутри США, рассмотрение вопроса о более активной поддержке Украины (в том числе и посредством поставок летального оружия), придали украинской инициативе политический импульс. 
Москва, судя по всему, пытаясь перехватить инициативу, предложила на рассмотрение СБ ООН собственный проект резолюции, который предусматривает введение «миротворцев», чьей функцией, однако будет не «принуждение к миру», а охрана миссии ОБСЕ. Размещаться они должны будут на разграничительной линии. Спустя несколько дней после обнародования этой информации стало известно, что Путин якобы готов пойти на уступку, допустив выход миссии ООН за пределы зоны безопасности: для проверок складов с оружием. «Нахождение миротворцев может осуществляться не только на линии соприкосновения, но и в других местах, где специальная мониторинговая миссия ОБСЕ проводит свои инспекционные поездки в соответствии с минским комплексом мер», — пояснили в пресс-службе Кремля. Подобный формат был обсужден с Ангелой Меркель, которая дала предварительное согласие – правда, не совсем ясно, на какой именно формат.
Однако 14 сентября против подобного «ограниченного» формата выступили США. Миротворческий контингент ООН должен иметь широкий мандат, который должен распространяться на всю подконтрольную провозглашенным ДНР и ЛНР территорию вплоть до границы с Россией, заявила официальный представитель Госдепартамента США Хизер Нойерт. По ее словам, это должно посодействовать восстановлению суверенитета и территориальной целостности Украины. 
8 сентября Сергей Лавров на пресс-конференции по итогам переговоров с министром иностранных дел Франции Жан-Ивом Ле Дрианом заявил, что требование Киева разместить миротворцев ООН на границе между Украиной и Россией противоречит минским соглашениям. Позиция США, однако иная: Хизер Нойерт подчеркивала, что США выступают за полное выполнение минских соглашений, но для этого, в первую очередь, необходимо выполнить требование по безопасности в Донбассе. Позиция Франции пока остается неопределенной: Ле Дриан по итогам встречи с Лавровым пообещал проанализировать предложение России «увязать эту инициативу с минскими соглашениями».
Между тем, как сообщила пресс-служба главы украинского государства 13 сентября, президент Петр Порошенко и генеральный секретарь Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе Томас Гремингер скоординировали подходы по размещению миротворческой миссии ООН в Донбассе. 
Порошенко отметил важность полного и беспрепятственного доступа Специальной мониторинговой миссии ОБСЕ ко всей территории Донбасса, включая неподконтрольный Киеву участок российско-украинской границы. В свою очередь, помощник председателя Государственной пограничной службы Украины Олег Слободян заявил, что ведомство готово взаимодействовать с миротворцами, если решение относительно их ввода в Донбасс будет принято в ООН. 
Российские СМИ и Кремль преподносят согласие России на введение «охранной» миссии ООН как крупную уступку Москвы в процессе разрешения украинского кризиса. Однако в действительности речь идет о весьма ограниченной и спорной инициативе, являющейся не столько альтернативой предложению Украины, сколько попыткой перехватить инициативу (а точнее, потопить ее). Россия, предлагая свой подход, выставила невыполнимые для Украины условия: ведение прямых переговоров с ЛНР-ДНР, принятие закона об особом статусе, жесткие ограничители на передвижения «миротворцев». В таком виде идея может быть допущена к обсуждению в Европе (Францией и Германией), но останется неприемлемой для Украины и, судя по всему, США. Вокруг украинского кризиса наблюдается активизация дипломатических усилий всех участников, что в итоге будет толкать ситуацию к переформатированию.



Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/diskussii-o-mirotvortsakh-oon-na-donbasse.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий