Вот она подстава. Бензин в следующем году подорожает дважды. Куда же больше, господа министры? Да, и ваши планы по сдерживанию инфляции рухнут. Общество, не имеющее профсоюзов (нынешние профсоюзы часть власти, и это даже не обсуждается) и иных реальных сил, способных вести диалог с властью и отстаивать интересы граждан, начнет леветь, и политические настроения будут меняться. Хотя, к тому времени выборы президента уже состоятся. Да, и столько уж раз испытывали народ России на прочность, что двойным подорожанием по 50 копеек вряд ли возмутишь.
Мнения экономистов о дальнейшем росте экономики России расходятся. Кому верить? В сентябре Росстат отрапортовал: дефляция в августе составила 0,5%, рост цен в годовом выражении снизился до исторического минимума в 3,3%, достигнув за восемь месяцев 1,8%. В ЦБ РФ уверены, что такое положение вызвано временными факторами и по итогам года инфляция будет вблизи таргета, насчитывая, возможно, 3,8-3,9%. Уверенность в ее траектории укрепляет намерение регулятора обсудить 15 сентября на заседании Совета директоров Центробанка уменьшение ключевой ставки на 0,25-0,50 п.п. (частники рынка прогнозируют ее значение к концу декабря в интервале 7,5-8,25%.
Это решение, как ожидается, поддержит темпы общеэкономического роста, придав энергии инвестиционному и потребительскому спросу. Аналитики Банка России не исключили, что ВВП-2017 способен увеличиться примерно на 2%, открывая перспективу медленной, но устойчивой динамике в условиях "новой нормы". Тем не менее, они оговорили, что речь идет не о классическом прогнозе, а, скорее, о целевом ориентире, достижимом при не ухудшении имеющихся в настоящее время внутренних и внешних факторов.
Ожидания расширения деловой и потребительской активности в целом во втором полугодии и в официальных, и в экспертных версиях выглядят умеренными. В ДИП ЦБ РФ индексная оценка ВВП на третий квартал (с учетом сезонности) по состоянию на 17 августа была понижена до 0,4-0,5% с 0,6% (квартал к кварталу) в июле. В августе, согласно консенсус-прогнозу аналитиков, опрошенных "Интерфаксом", промвыпуск прибавил 1,7% (в июле - 1,1%), оставшись, впрочем, вдвое ниже по темпу июньских 3,5%.
Розничная торговля продолжила плавное торможение - до 0,9% после 1,0% в середине и 1,2% в начале лета. На этом фоне в ДИП, что логично, до 0,4% поквартальных сезонно сглаженных темпов была уменьшена оценка скорости ВВП в октябре-декабре 2017 года и январе-марте 2018-го. В Банке России, таким образом, считают вероятным замедление до конца года темпов ВВП до уровня, близкого к потенциальному (1,5-2,0% после 2,5% во втором квартале), что может свидетельствовать о приближающемся завершении фазы восстановительного роста, начавшейся в середине прошлого года. При этом около 0,3 п.п. будет объясняться динамикой цен на нефть (для справки: ее экспорт в январе-июле принес России $53,1 млрд).
Как сообщил глава департамента ДКП ЦБ РФ Игорь Дмитриев, регулятор в сентябре не планирует существенно пересматривать макропрогноз. Возможно, будут сделаны некоторые уточнения в отношении инфляции и траектории ВВП, а также обновлен прогноз по нефтеценам. Неизменным при этом, очевидно, окажется главный вывод-предупреждение: укрепление и расширение потенциала роста решающим образом зависит от действий, направленных на преодоление структурных сдержек. Иначе говоря, реформы остаются безальтернативным маршрутом ускорения макродинамики.
Та же логика прослеживается и в ожиданиях других аналитических команд. Например, главный экономист Финансовой группы "БКС" Владимир Тихомиров в опубликованном на прошедшей неделе обзоре подчеркивает: основные переменные в оценке среднесрочных и долгосрочных перспектив российского хозяйства - содержание, сроки и темпы реализации реформ, реализация которых в сочетании с расширением инвестиций может способствовать ускорению экономической динамики.
Не удивительно, что, предполагая постепенное ускорение темпов увеличения ВВП РФ (прогноз-2017 повышен с 1,2% до 1,6%, на 2018 год - до 1,8%, на 2019-й - до 2,1%), эксперты "БКС" сохраняют осторожный взгляд на потенциал дальнейшего роста, ограничения которому не в последнюю очередь связаны и с электоральным циклом. В обзоре прямо указывается: "...реформ не стоит ждать до президентских выборов 2018 года (18 марта), однако затем эта тема может стать приоритетной для властей". Не факт!
Такая точка зрения, по сути, отражает консолидированное мнение бизнес-сообщества. Так, глава Сбербанка Герман Греф в интервью телеканалу НТВ выразился на этот счет предельно ясно: "Ожидания и бизнеса и, в общем, всех в стране, что такой масштабный процесс реформ, которые критически необходимы нашей стране, начнется уже после выборов президента и формирования нового кабинета министров". Это он свои пожелания высказал, не более. Кому нужны реформы? Тем, кто на верху, у власти? Господин Греф, о чем Вы? В России реформы не проводят те, кто непосредственно во власти. История учит, что только, когда «верхи» не могут, а «низы» не хотят, происходит слом старой машины и начинается период реформ. Такова жизнь в России. Приходит другая команда, которая и начинает новый этап развития, ну, а как пойдет в реальности покажет только время. Главное, чтобы 90-е не вернулись. Пожалейте людей, реформатор Вы наш.
Один из важнейших элементов консенсуса в подходах к старту структурной перезагрузки и определению ее приоритетных направлений - это маневр в госрасходах. Согласно базовому (инерционному) сценарию Центра стратегических разработок, см. подробнее статью главы ЦСР Алексея Кудрина и завлабораторией Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Ильи Соколова "Бюджетный маневр и структурная перестройка российской экономики", опубликованной в сентябрьском номере журнала "Вопросы экономики", при сохранении статус-кво темпы прироста ВВП даже в наиболее "успешные" годы не будут превышать 2,5%, а в среднем составят 2,1%. В этом варианте страну ждет производственная стагнация и увеличение экономики к 2035 году лишь на 50% по сравнению с 2016-ым. Целевой сценарий, предусматривающий экономический рост за счет диверсификации экономики и сокращения сырьевой компоненты с опорой на технологическое развитие, - предполагает прибавку на 2,4% в 2017-2020 годах, 3,7% в 2021-2025 годах, 4% в 2026-2030 годах, 3,7% в 2031-2035 годах, и в целом удвоение ВВП к концу прогнозного периода.
Для этого, уверены либеральные эксперты, необходимо изменить "специфическую структуру" бюджетных расходов, сократив вливания в непроизводительные отрасли (включая также и госуправление) и увеличив вложения в человеческий капитал. Расходы бюджетной системы после 2019 года ЦСР предлагает зафиксировать на уровне 34% ВВП, при этом снизив до 2,8% ВВП траты на оборону, возросшие в 2006-2016 годах с 2,6-2,7% ВВП до 4,4% ВВП. Потребуются также стабилизация (понимай недофинансирование) финансирования закупок вооружений и полный перевод рядового состава армии на контрактную основу (глупость, ибо за деньги Родину не защищают). Повторим, это позиция Кудрина, по сути, позиция либерального крыла экономистов. История господина Кудрина достаточно красноречива и вряд ли потребует дополнительного осмысления и соответствующих словарных выражений.
Госинвестиции в развитие общественной инфраструктуры, напротив, должны быть увеличены на треть в 2024 году по сравнению с 2017-ым, расходы на образование - на 0,8-1% ВВП, на здравоохранение - на 0,7-0,8%. В целом в результате предполагаемого маневра должны быть перераспределены бюджетные расходы в объеме 2-2,4% ВВП. Для трансформации этих инвестиций в ускорение экономического роста предлагается и комплекс реформ. В частности, в здравоохранении - развитие систем профилактики, оснащение клиник и т.д. В образовании - введение обязательной подготовительной школы для 5-6 летних и профильного образования для старшеклассников, включение в программы прикладного бакалавриата систем среднего профессионального образования, формирование сети национальных исследовательских университетов и т.п.
Немало аргументов в пользу такой точки зрения прозвучало и на Московском финансовом форуме. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов (тот еще либерал), выступая на сессии "Человеческий капитал как фактор человеческого развития", акцентировал внимание участников на значительные "потери человеческого капитала", когда доля "неуспешных", вносящих нулевой и негативный вклад в ВВП (то есть, людей, "на которых общество тратит больше, чем от них получает") составляет в РФ 25-28%, тогда как в европейских странах таких всего 6-10%, а в Финляндии и вовсе 5-7%. Однако, почему? Актуальности проблеме добавляет перестройка рынка труда, с которого "в ближайшее время уйдут профессии", занимающие на нем сейчас до 10%. Кроме того, по оценке Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ, основанной на данных Росстата по демографии, к 2030 году общая занятость сократится примерно на 8% (на 6 млн. человек), а доля работников в возрасте до 40 лет - на 25% по сравнению с 2015-ым, что, как отметил директор Центра Владимир Гимпельсон, станет "большим шоком для экономики".
Поэтому необходима "более гибкая система профессионального образования, плавно переходящая в систему дополнительного образования взрослых. Россия в этом плане аутсайдер. У нас показатель обучения взрослых в форматах допобразования - 15%, в Швеции - 65%, в Германии - 42%", - подчеркнул Ярослав Кузьминов. Он бы сравнил эти цифры с профессиональным образованием в СССР, да не может. Идеологические подходы не позволяют. Оценки НИУ ВШЭ необходимых государственных вливаний в систему образования в принципе совпадают со сделанными в ЦСР. Как же иначе, как не совпадать, ведь эти тексты данных докладов и корректировали совместно.
Здравоохранение же в нынешних бюджетных реалиях, по мнению большинства экспертов, и сейчас недофинансировано на 700 млрд - 1 трлн рублей. Согласно же пояснительной записке Минздрава к проекту бюджета Фонда обязательного медицинского страхования на 2018-2020 годы, на который ссылаются "Ведомости" (7 сентября), удержать зарплаты врачей и медперсонала на установленном президентским указом (май-2012) уровне (200% и 100% средней по экономике региона) удастся только в 2018 году - начиная с 2019-го ФОМС, ожидает дефицита. Чтобы покрыть его, потребуются дополнительные средства федерального бюджета - 95,5 млрд рублей в 2019-ом и 170,4 млрд в 2020 году.
Существенным структурным ограничением для экономической динамики остается и качество госуправления. Так, Счетная палата РФ (СП) указывает на серьезные просчеты Федеральной адресной инвестиционной программы на 2017-й и плановый период 2018 и 2019 годов. Среди них включение в ФАИП объектов, не готовых к началу строительства (реконструкции) - в итоге в три раза вырос объем бюджетных ассигнований, требующих документарных подтверждений. При этом в текущем году темпы ввода в эксплуатацию объектов ФАИП продолжают оставаться низкими - по итогам первого полугодия 4,1% от плана.
В оперативном докладе Счетной палаты о ходе исполнения федерального бюджета за январь - июль текущего года подчеркивается, что деньги на приоритетные проекты по развитию экономики и социальной сферы выделяются либо с опозданием, либо в существенно меньших объемах по сравнению с заявленными потребностями. Так, программа своевременной медицинской помощи гражданам, проживающим в труднодоступных районах, к 1 августа была обеспечена ресурсами лишь на 7,9%, менее чем на 1% профинансирован проект поддержки экспорта продукции промышленности, а финансирование программы "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации" не начато в принципе. При этом 2 из 55 получателей уже выделенных бюджетных средств, не потратили ни рубля на заявленные цели. Кроме того, в отчете СП особо подчеркивается, что бюджетные кредиты регионам-должникам не помогают решать долговые проблемы, и ситуация ухудшается.
Этот вывод полностью коррелируется с данными исследования PwC, результатом которого стал рейтинг эффективности налоговой политики российских регионов в 2016 году. Из пятерки лидеров только Башкирия получает дотации из федерального бюджета, и все они максимально реализуют возможности нарастить налоговую базу, применяя фискальные меры стимулирования бизнеса. Аутсайдеры же не используют большинство налоговых полномочий, а льготы предоставляют за счет наращивания госдолга или федеральных дотаций.
Тем не менее, что в текущем году бюджетная конструкция выглядит много стабильнее. Налоговые поступления в федеральный бюджет в январе-августе выросли на 32% до 5,8 трлн рублей, в консолидированный - на 19% до 11,2 трлн. При этом более половины объемов пришлось на не нефтегазовые доходы. В первом полугодии федеральные расходы более чем на 300 млрд рублей превысили уровень-2016 (до конца года Минфин планирует затратить дополнительно еще 100 млрд), их доля в ВВП сократилась на 0,6 п.п. По итогам-2017 дефицит госказны ожидается в 2,1% (что ниже установленного в законе о бюджете), в 2018-ом - 1,4%, в последующие годы он будет равен объему расходов по обслуживанию долга - 0,8-0,9% ВВП.
Поневоле задумаешься о хрупкости и уязвимости сложившейся бюджетной системы. Как сообщают деловые СМИ, по состоянию на 6 сентября несогласованными остаются заявки министерств на госрасходы следующего года на 1,8 трлн рублей, 2019-го - на 2,2 трлн, на 2020 год - 2,4 трлн рублей (в том числе инвестиционные - на 559 млрд рублей, 744 млрд и 829 млрд соответственно). Возможности финансирования дефицита из средств суверенного фонда (ФНБ) и за счет наращивания госдолга ограничены. Поэтому генеральной линией остается повышение эффективности бюджетных трат и их межстатейное перераспределение. Расходный маневр такого рода, однако, основательно сдерживается неопределенностью по поводу будущего облика (с 2019 года) налоговой системы, от чего существенным образом зависит отношение населения и бизнеса к ожидаемым реформам.
Тем временем наблюдаемый восстановительный рост, судя по соцопросам, малозначимо повлиял на благосостояние россиян. По данным исследования "Инфляционные ожидания и потребительские настроения населения", проведенного ФОМ по заказу ЦБ РФ в августе, позитивного эффекта пока не заметили 88% респондентов. Об улучшении материального положения за последний год сообщили лишь 12%, для 25% оно продолжает ухудшаться. В оценках экономического положения в стране в целом оптимизма несколько больше: о сдвигах к лучшему высказались 22% опрошенных, 36% не увидели вообще никаких изменений, 34% отметили усиление негатива.
На этом фоне примечательны результаты другого опроса ФОМ (они стали частью доклада ЦСР "Социокультурные факторы инновационного развития и успешной имплементации реформ"). Выяснилось: критически относятся к любым переменам 28% россиян, зато более 70% населения так или иначе поддерживают идею проведения реформ, понимая, что поддержание статус-кво для них опаснее, чем риски институционально-регулятивных обновлений и перезагрузок. 47% опрошенных ждут соответствующих инициатив "сверху" (большинство - люди старше 60 лет, со средним доходом). 24% полагают, что новые маршруты развития необходимо начинать прокладывать "снизу" с их непосредственным участием (в этой выборке большинство - граждане моложе 45 лет с высоким доходом, проживающие в основном в городах-миллионниках).
Понятно, что "прореформенные" настроения во многом условны. Их срезы по регионам РФ и социокультурным группам, по праву констатируется в упомянутом выше экспертном докладе, гораздо сложнее и противоречивее "общей рамки". На поверку выходит, что актуальная задача адаптации реформируемых к замыслам реформаторов должна иметь многосоставное решение. Между тем, адекватные действия блокируются отсутствием целеполагания по срокам и направлениям структурных изменений. К тому же "черви сомнения" оживают под давлением близкой исторической памяти - активный старт реформ обычно через два-три года сменяется их провисанием и последующей приостановкой.
Как справедливо подчеркивает руководитель Центра анализа идеологических процессов Института философии РАН Александр Рубцов: "Фатальная проблема имплементации реформ состоит не в сопротивлении масс, а в саботаже и извращающей "коррекции" их сути со стороны самой "системы управления реформой". Отсюда и главный риск реформаторства не в реакции населения, а в том, во что превратится его содержание, когда оно дойдет до масс в образе, "отредактированном" властной "вертикалью".
У руководства страны нет в руках одного, не осязаемого, но крайне эффективного козыря в проведении реформ. Этот козырь – вера народа в то, что эти реформы для людей, а не для власть предержащих.
2017 год с высокой вероятностью уйдет в новейшую экономическую историю приближением реальных темпов к верхней границе потенциального роста (со всеми существующими структурными обременениями) около 2%. Вопрос о том, что будет The day after, остается открытым. Необходимые реформы требуют тщательного проектного управления с конкретными целями и жесткими параметрами промежуточных результатов по шкале улучшения качества жизни. Похоже, однако, что текущая работа над этим "домашним заданием" все еще отстает от масштаба переживаемого исторического вызова. Возможно, нелишним для практических выводов будет очередной "взгляд со стороны": по оценке МВФ, Россия может достичь европейского уровня жизни в течение ближайших 15 лет при росте ВВП на 4,5% в год.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/nyneshnee-pokolenie-rossiyskikh-grazhdan-budet-zhit-pri-evropizme.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий