С 20 января Турция проводит в кантоне Африн операцию «Оливковая ветвь». К сожалению, удары турецкой авиации и артиллерии пришлись не только по укреплениям курдских ополченцев YPG, но и по мирным жителям. Курды заявляют о 109 раненых и 37 убитых гражданских (на 27 января).
Как оказалось, оборона Африна достаточно прочна: протурецкие группировки в наземной операции пока что не преуспели (были взяты несколько приграничных деревень, оставленных мирными жителями), а регулярные части Турция в Африн пока не вводит.
При существующих раскладах положение Африна вовсе не безнадежное.
По данным СМИ, со стороны Турции участвует 20-тысячная армия, которую поддерживают турецкие ВВС, артиллерия, спецназ и бронетанковые соединения. В то же время население всей Рожавы (самопровозглашённого государства сирийских курдов) — около 1,3 млн человек, из которых в YPG состоят 65 тысяч мужчин и 10 тысяч женщин. Следует также отметить, что хорошо вооружённым, но ослабленным чистками туркам противостоят плохо вооружённые, но сильно мотивированные курды, у которых здесь дома и семьи.
Следует отметить, что на данный момент курды Рожавы отмобилизовали множество молодёжи (как мужчин, так и девушек) на фронт и довольно успешно отражают турецкий натиск.
Как подтверждает «Bloomberg», накануне операции Дамаск действительно ультимативно требовал от курдов Африна уступить свои позиции войскам Башара Асада, однако те предпочли остаться. Как сообщил СМИ один из лидеров «Сирийского демократического совета» Нобахар Мусрафа (политической организации сирийских курдов), курды ответили, что они «не будут спасать своих людей от турецких мясников, чтобы отдать их сирийским или иранским мясникам».
Как мы видим, уже через 5 дней после начала операции (25 января) последовало заявление руководства Африна о согласии на ввод войск Башара Асада. Это означает, что курды всё же считают власть Асада куда меньшим злом, нежели нашествие протурецких сил. Также это означает, что сирийские курды и населяемые ими земли всё же останутся в составе Сирии, а создание Курдистана вновь откладывается на неопределённое время.
За предательством курдского Африна со стороны США может последовать предательство курдского Манбиджа
24 января состоялся телефонный разговор между Дональдом Трампом и Тайипом Реджепом Эрдоганом, при этом отчёты о нём противоречивы.
Так, Белый Дом в официальном релизе сообщил, что президент США призвал своего турецкого коллегу «к свёртыванию военной операции» и к «деэскалации насилия». Сообщалось также, что Дональд Трамп «указал на деструктивную и лживую риторику, звучащую в Турции в отношении США».
25 января турецкое агентство «Anadolu» опровергло Белый Дом, утверждая со ссылкой на свои источники, что президент США не говорил ни об «обеспокоенности эскалацией насилия», ни о «лживой риторике», и что президенты «только лишь обменялись мнениями по ситуации». «Anadolu» утверждает, что президент Турции заявил Дональду Трампу о «необходимости прекратить оказывать помощь курдам из «Сил народной самообороны» (YPG), которых Турция упорно называет «террористами».
Судя по формату контактов — телефонному разговору вместо громких заявлений Госдепартамента с привлечением международных инстанций, угроз и т.п. — действия Турции в Африне согласованы с США.
Показательно, что в первых комментариях после начала операции в Африне Госдепартамент США утверждал, что «курды Африна в основном не являются частью YPG», то есть не совсем союзники для американцев.
В то же время, важным моментом остаётся вопрос, согласованы ли дальнейшие действия Турции — анонсированный Тайипом Реджепом Эрдоганом поход на Манбидж? Если относительно Африна Россия и США предоставили Анкаре свободу действий, то курды Манбиджа остаются под опекой США и американский спецназ там присутствует. Заход туда Турции мог бы привести к столкновению двух членов НАТО, что абсолютно неприемлемо для США.
В то же время, Турции объективно недостаточно разгрома фактически независимого Африна, поскольку если автономия Манбиджа также сохранится, то он также станет базой и плацдармом для турецких курдов — т. е. угрозой для Турции.
На предстоящем «Конгрессе национального диалога Сирии» в Сочи (29—30 января) представителей курдов не будет, поскольку Турция всегда выступала против приглашения к диалогу «Демократического союза» (PYD) — политического крыла «Отрядов народной самообороны» (YPG). Таким образом, курды поставлены перед необходимостью договариваться о своем будущем с официальным Дамаском, поскольку США уже допустили операцию в Африне и не выглядят надёжным защитником.
К сожалению, курды вновь становятся разменной монетой в «большой игре». Повоевав за интересы США, а также в пользу Дамаска, они в очередной раз не получают независимости. В ситуации, когда у них нет союзников, нельзя исключать, что помощь им может оказать Саудовская Аравия, враждебная как Турции, так и Ирану.
Хотя вероятность похода Турции на Манбидж сейчас невелика, исключать этого нельзя. В случае, если Тайип Реджеп Эрдоган всё же решится на это, он может всерьёз столкнуться с США вплоть до прямого столкновения, что стало бы серьёзным поворотом и масштабной эскалацией конфликта.
Операцию против курдов безусловно поддержат и радикальные исламистские группировки — «Аль-Каида» и «Ахрар аш-Шам» (экс-«ан-Нусра»). Хотя Турции невозможно открыто поддержать таких союзников (поскольку они салафиты-радикалы), она им, вероятно, втайне поможет, поскольку ранее они были замечены в беспрепятственном проходе турецкой границы, и, значит, имеют связи с турецкими спецслужбами.
Для Москвы важно добиться скорейшего мирного урегулирования в Сирии с её восстановлением как единого государства. Для этого Москва будет продолжать взаимодействие с Турцией и Ираном, но в то же время постарается не допустить затяжной курдско-турецкой войны. Вероятно, Москва предложит компромиссный вариант, при котором курды не будут иметь фактической независимости, но всё же будут иметь определённые автономные права.
Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/turtsiya-ne-mozhet-slomit-soprotivlenie-kurdov-kantona-afrin.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий