Заместитель начальника управления Министерства обороны РФ по увековечению памяти погибших при защите Отечества Андрей Таранов сообщил, что Россия передала американской стороне пять только что рассекреченных документов, которые проливают свет на допросы пилотов ВВС и ВМС США, сбитых над северной частью Вьетнама во время войны в 1960-1970-х годах.
Авиация США начала бомбить территорию Демократической Республики Вьетнам в 1964 году после того как в Тонкинском заливе небольшие вьетнамские военные корабли якобы атаковали американский авианосец. В настоящее время считается, что Тонкинский инцендент был лишь предлогом для начала бомбардировок с целью разрушить на Севере объекты подготовки и снабжения партизан Южного Вьетнама. Вьетнамцы в начале бомбардировок могли сбивать американские самолеты зенитной артиллерией только на небольших высотах. Первый самолет был сбит 5 августа 1964 г.
После переговоров с правительством ДРВ и транспортировки техники во Вьетнам через КНР в июле 1965 года во Вьетнаме были сформированы 63-й (командир Можаев Б.И.) и 64-й (командир Ильиных Ф.П.) дивизионы 236-го ЗРП ПВО Вьетнамской народной армии. Начиная с 1965 г. советская техника ПВО поступала во Вьетнам тремя путями: через Китай, по морю на судах торгового флота и на транспортных самолетах по воздуху. Канал через Китай действовал недолго.
24 июля 1965 года 63-й и 64-й дивизионы впервые заняли позицию. Примерно в 14.00 на экранах локаторов были обнаружены две крупных цели. Это были четыре «Фантома», шедшие парами. В 14.25 ст.л-т Константинов В.М. нажал кнопку «Пуск» двух каналов. Первая ракета сбила самолет, вторая попала в него же, уже падающий. Второй дивизион здесь же сбил еще два «Фантома». По указу Хо Ши Мина этот день стал отмечаться как День зенитно-ракетных войск ВНА.
Американские авианосцы легко подходили к побережью Вьетнама, вытянутого узкой полосой вдоль Южно-Китайского моря. На экранах локаторов вьетнамских ЗРК было хорошо видно, как от авианосцев начинают отделяться самолеты и направляться в сторону Северного Вьетнама.
Зоны огня зенитно-ракетных войск и зенитной артиллерии имели все-таки локальный характер и были «привязаны» к определенным объектам. Поэтому их дополняла истребительная авиация. Применение истребительной авиации расширило зону боевого воздействия над всей территорией Северного Вьетнама. Первый американский самолет был сбит вьетнамскими летчиками в апреле 1965 г.
До 1966 года на вооружении ВВС ВНА находились МиГ-17. С февраля 1966 года основными противниками американского F-4 стали сверхзвуковые МиГ-21Ф-13и МиГ-21ПФ-В, оснащенные ракетным оружием или блоками с 55-миллиметровыми неуправляемыми авиационными ракетами.
Единственным в мире летчиком, которому в воздушном бою удалось сбить Б-52, является Фам Туан. Впоследствии он стал космонавтом, а затем генералом авиации Вьетнама.
На 1000 самолето-вылетов авиация США теряла 34 самолета. 30 декабря 1972 года из-за тяжелых потерь США отказались от продолжения воздушных операций. В результате, 27 января 1973 года в Париже состоялось подписание Соглашения «О прекращении войны и установлении мира во Вьетнаме». Армия США начала уходить из Вьетнама, оставив вести войну своим южновьетнамским марионеткам.
Всего порядка 470 американских пилотов из состава экипажей сбитых самолетов попали в плен. Наибольшую известность из бывших пленных летчиков получил ставший впоследствии крупным политиком и кандидатом в президенты США Джон Маккейн. Самолет будущего сенатора, служившего пилотом ВМС, был сбит над Ханоем в ноябре 1968 года. Он сумел катапультироваться, был арестован, осужден и приговорен к длительному сроку тюремного заключения за преступления, совершенные против вьетнамского народа. Из ханойской тюрьмы "Хоало", где содержались пленные летчики, Маккейн вышел и вернулся на родину лишь в 1973 году после подписания Парижских соглашений.
Примерная статистка по сбитым над территорией ДРВ американским самолетам следующая:— зенитной артиллерией 2568 (60%)— истребительной авиацией 320 (9%)— зенитно-ракетными войсками 1293 (31%)
На юге ДРВ ширина страны составляла всего от 40 до 80 км, поэтому многие сбитые самолеты падали на территории соседних стран или в море и не были засчитаны.
Южновьетнамская авиация в период войны также понесла тяжелые потери. С 1 января 1964 года по 30 сентября 1973 года Южный Вьетнам потерял 1018 самолётов и вертолётов.
За 1974 год Южный Вьетнам потерял 299 самолётов и вертолётов. США с трудом успевали поставлять замену потерянным южновьетнамским летательным аппаратам. Армия Северного Вьетнама в 1975 году захватила на аэродромах 877 самолётов и вертолётов Южного Вьетнама. Количество сбитых и разбившихся неизвестно. На аэродроме Тан Сон Нат было уничтожено несколько десятков самолётов и вертолётов.Боевые потери авиации армии Северного Вьетнама составили 149 самолетов.
За годы войны во Вьетнаме побывало более 6 тыс. генералов и офицеров и около 4,5 тыс. солдат и сержантов советских Вооруженных Сил. В условиях загранкомандировки им пришлось преодолевать жаркий климат, высокую влажность, физические и психологические нагрузки. Многие были удостоены правительственных наград СССР и Вьетнама. Потери среди военных составили 13 человек.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/rossiya-peredala-ssha-rassekrechennye-dokumenty-po-poteryam-amerikanskoy-aviatsii-vo-vetnamskoy-voyn.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий