Американский адмирал Джеймс Ставридис - бывший ГК Южным командованием США (2006—2009) и ВГК ОВС НАТО в Европе (2009—2013), ныне один из ведущих признанных военных экспертов, труды которого с завидной степенью регулярности попадают на страницы довольно уважаемых изданий типа американского еженедельного издания Time, опубликовал на страницах интернет-портала Bloomberg свои наблюдения об обстоятельствах прибытия в холодные воды Баренцева моря ударной группы кораблей ОВМС НАТО и видение перспектив подобного рода решений по наращиванию усилий альянса НАТО в арктическом регионе.
По мнению адмирала, одно из самых важных обстоятельств, почему эта группа кораблей отправилась в своё турне именно сейчас - это участившиеся случаи откровенно провокационных действий российских ВМФ и ВКС в Атлантике, направленных как против самих сил стран НАТО, так и в целях вскрытия их систем управления, ПВО и связи.
Во-вторых, если утрированно, адмирал полагает, что когда-то за говорильней о своих претензиях на Арктику блоку НАТО, а особенно США, надо начинать практически готовить и применять свои силы в суровых условиях к северу от Полярного круга, где, в сравнении с подготовкой и применением сил в тёплых экваториальных широтах, существуют кардинально отличия и достаточные трудности.
В-третьих, подобного рода походы к берегам русских должны символизировать единство в подходах и взглядах, декларируемых во всех документах НАТО, но на практике они труднореализуемы по многим причинам.
Адмирал сетует, что к ударной группе кораблей могли бы примкнуть и Канада, и Норвегия, и Италия, и Франция и ряд других стран в составе флотов которых есть корабли океанского класса, способные решать задачи в Арктике, но этого в этом первом походе кораблей пока не произошло.
Относя сей досадный факт во многом к недостаткам заблаговременного оперативного планирования соответствующих штабов, адмирал полагает, что в дальнейшем, когда в серию пойдут новые американские эсминцы, за базовый вариант которых принята итальянская модель фрегата класса FREMM, совместная работа однотипных кораблей НАТО составе подобного рода ударных групп будет более гармонична и позволит устранить некоторые проблемы несовместимости кораблей разных классов при их применении, существующие в настоящее время.
И не стоит удивляться будущему повторению китайского примера с его «исторически» Тайваньским проливом и американскими ВМС в нём в отношении всё более открывающегося для навигации Северного морского пути – нашей «исторической транспортной магистрали».
Такие любимые и педалируемые в высоких кабинетах "зоны ограничения доступа", которым посвящены обширные разделы в руководящих документах, множество ведомственных и межведомственных совещаний, ломящиеся от идей круглые столы, гигабайты красочных слайдов, погонные километры графических частей планов и столпы пояснительных записок к ним – всё это не несёт за собой ни подтвержденного международного правового статуса Севморпути, ни достаточного наряда сил, ни смелости и решительности высоких начальников, в конце-концов.
P.S. А вот если мы сможем превратить Севморпуть не в священную корову, а в выгодный источник поступления в бюджет средств от массовых транзитных перевозок и всех видов обеспечения и обслуживания судов – тогда и волноваться о проблемах, что кто-то там прошел, наплевав на наши окрики, не придется.
By: via Оперативная линия ★
Комментариев нет:
Отправить комментарий