понедельник, 27 августа 2018 г.

Новые попытки установления международных контактов

Во внешней политике на прошлой неделе наблюдалось некое подобие оттепели. Хотя поездка В.Путина в Австрию на свадьбу министра иностранных дел К.Кнайсль (официально беспартийной, но занявшей свой пост по квоте праворадикальной Австрийской партии свободы), получила огромный резонанс в российских патриотических кругах, однако, скорее всего, так и останется чем-то необычным. Некоторые аналитики даже назвали эту поездку фактической презентацией проекта «новой Европы» с участием и под эгидой «новой России», однако официальная реакция Вены была довольно прохладной. 

В частности, в австрийском внешнеполитическом ведомстве официально подчеркнули, что присутствие В.Путина на свадьбе министра К.Кнайсль и бизнесмена В.Майлингера, тесно связанного с «Газпромом», не повлияет на внешнюю политику страны и не изменит внешнеполитического позиционирования Австрии. Наконец, 23 августа появилось заявление канцлера Австрии С.Курца о том, что страна и дальше будет поддерживать санкции против РФ.

Переговоры с А.Меркель в некоем новом формате, не стесненном обязательной пресс-конференцией по итогам переговоров, носили печать таинственности и новизны, однако к каким-либо серьезным результатам не привели, хотя были значительно более серьезным событием, чем «свадебное путешествие». Поездка В.Путина в замок Мезеберг, прием в котором считается знаком особого внимания и уважения к гостю, показывает, что осторожное сближение России и Германии продолжается. В этом году наблюдались частые контакты между руководителями России и Германии, за последние три месяца А.Меркель и В.Путин провели две встречи. 

В этот раз В.Путин впервые совершил визит в Германию после ухудшения двусторонних отношений в связи с начавшимся в 2014 году «украинским» кризисом. Некоторые эксперты считают, что в условиях обострившейся международной обстановки и политики односторонних решений руководства США, Германия и Россия уже начали разворачивать практическое сотрудничество на базе общих интересов, а в российско-германских отношениях наблюдается потепление. В немецкой прессе встреча между А.Меркель и В.Путиным с самого начала преподносилась как успех В.Путина, выводящего Россию из изоляции, и важный шаг на длинном пути возвращения к нормальным отношениям. 

С другой стороны, встречи В.Путина в Австрии и Германии могут оказаться лишь новыми успешными ходами в продвижении стратегии, нацеленной на дальнейшее ослабление единства ЕС и на раскол Запада. А в этом Россию обвиняют сами западные круги. Россия в этой игре может преследовать лишь цель принятия Западом сложившихся российских реалий. В свою очередь, Запад едва ли готов пойти на такие уступки, а будет преследовать прямо противоположные цели. В итоге же, сложно ожидать, что сторонам удастся далеко уйти от конфронтационного сценария. Вплоть до настоящего время между странами существуют противоречия по украинскому вопросу, разных позиций стороны также придерживаются по судьбе сирийского режима Б.Асада. 

И на этот раз В.Путин обсудил с А.Меркель Украину, Сирию и, разумеется, «Северный поток - 2», в отношении которого США готовят санкционный пакет в рамках принятого год назад «Закона о противодействии врагам Америки», но ни к каким конкретным результатам стороны пока не пришли. Особенно интересным, вероятно, было обсуждение мер, способных «оградить» Nord Stream 2 от возможных «неконкурентных и незаконных нападок» со стороны США, Украины и ряда стран Восточной Европы и Прибалтики. Впрочем, во-первых, все «нападки» со стороны Украины и других восточноевропейских стран не имеют существенного значения, а, во-вторых, «нападки» со стороны США сводятся к тому, что компании, строящие газопровод, а возможно и их кредиторы, просто потеряют возможность работы на американском рынке и не смогут сотрудничать с американскими компаниями. Предпринять каких-либо мер против такого решения не в состоянии ни Россия, ни Германия, если не считать создание неких подставных компаний, но их финансирование может обернуться санкциями против кредиторов.

Одним из плодов контактов с А.Меркель по поводу ГТС Украины и Nord Stream 2 стало, вероятно, заявление на брифинге в Берлине, сделанное официальным представителем правительства Германии Ш.Зайбертом, назвавшим модернизацию газотранспортной системы Украины условием, при котором Украина останется транзитером газа в Европу. Насколько можно было понять намеки Ш.Зайберта, речь, в первую очередь, идет не о «железе», а об «операционной системе», системе управления ГТСУ. Иначе говоря, немцы продолжают настаивать на том, чтобы Киев отдал управление газотранспортной системой в руки ЕС. Из украинских источников, считающихся более или менее близкими к окружению П.Порошенко, стал известен слух о том, что А.Меркель сообщила украинскому президенту, что ей не удалось договориться с В.Путиным об объемах транзита газа через Украину. Вместе с тем, 22 августа появилась информация, что А.Меркель в ближайшее время нанесет визит в Азербайджан в рамках своего трехдневного визита в страны Закавказья, чтобы договориться о прямых поставках газа в обход России.

США, между тем, сразу же дали понять, что за дружбу между Германией и Россией, главным врагом НАТО, обе страны дорого заплатят. В тот же день, в газете The Wall Street Journal была допущена «утечка» информации о том, что пошел счет на недели до введения санкций США против «Северного потока-2». Соответствующий законопроект о санкциях, который может остановить завершение строительства трубопровода «Северный поток-2» путем ввода ограничений против компаний, вовлеченных в его строительство, уже почти разработан. В настоящее время Белый дом дорабатывает санкции совместно с Госдепом, Министерством торговли и Минэнерго США. Дискуссия идет лишь о том, принимать ли санкционный пакет в жестком варианте, при котором в санкционный лист попадут не только компании, который ответственны непосредственно за укладку труб на дно Балтийского моря, но и кредиторы, финансирующие строительство (банки и другие организации), или в более мягком варианте, не затрагивающем кредиторов.

Американские санкции против России за «вмешательство в выборы», а также угрозы США нанести ответный удар по России, как утверждают в Вашингтоне, не возымели действия. На этот раз целью российских спецслужб, будто бы, стали критические настроенные к Д.Трампу и России республиканские «мозговые центры» и Сенат США. Американцы утверждают, что хакерской группой со связями в российской военной разведке якобы были созданы фальшивые сайты-копии Гудзонского института (Hudson Institute), Международного республиканского института (International Republican Institute) и Сената. При заходе на эти сайты могли быть украдены пароли и другие данные пользователей. Компании Microsoft якобы удалось обнаружить и нейтрализовать фальшивые сайты. Каких-либо доказательств этой информации не приводится.

Тем не менее, когда информация о том, что Microsoft обнаружил эти фиктивные сайты, всплыла 22 августа на слушаниях в Сенате по санкциям против России, участники слушаний пообещали, что Конгресс будет действовать. Вместе с республиканцем Л.Грэмом, представляющим штат Южная Каролина, сенатор-демократ Р.Менендес (Нью-Джерси) предложил ввести жесткие санкции в отношении госдолга России и нефтегазовых компаний  . Слушания в Конгрессе США прервали попытки укрепления рубля на Московской бирже. Накануне, 21 августа, Минфин США внес в санкционные списки еще 6 российских юрлиц, уличенных в торговле с КНДР, а Госдеп пообещал продолжить давление до тех пор, «пока не изменится позиция Кремля» по Украине и Сирии.

Государственный департамент США ввел 23 августа новую должность «старшего советника по вредоносным российским операциям и трендам» (senior advisor for Russian malign activities and trends). Чиновник, который займет новую должность, как утверждают в Госдепе, призван координировать работу с соответствующей российской тематикой во всех управлениях ведомства. 

В то же время Минпромторг сообщил, что в России выработали ответные меры на запрет США на экспорт продукции двойного назначения. Судя по этой информации, пока речь идет о «новостях из будущего», о планах и намерениях. Так, по словам главы министерства Д.Мантурова, недоступные компоненты по электронике Россия намерена импортировать из стран Юго-Восточной Азии. Думается, что при желании Вашингтон закроет эту лазейку. В ведомстве также рассказали о планах оказать поддержку предприятиям, попавшим под запрет. Кроме того, по заказу Минпромторга отечественные предприятия разрабатывают высокотехнологичные изделия электронно-компонентной базы, унифицированные под различные требования к специальной аппаратуре, либо под требования космической промышленности. Д.Мантуров отметил, что до 2020 года будет создано еще более двух тысяч типов таких изделий, которые станут аналогами более девяти тысяч иностранных компонентов. Эксперты, однако, опасаются, что практическое использование подобных изделий окажется затратным и неэффективным.

Состоявшаяся 23 августа встреча секретаря Совета безопасности Н.Патрушева с помощником президента США по вопросам национальной безопасности Дж.Болтоном при всей своей «конструктивности» (Н.Патрушев) не привела к подписанию итогового документа, планировавшегося для совместного заявления, документ не был подписан из-за попытки американской стороны включить в него упоминание о вмешательстве России в выборы в США. По мнению аналитиков, Дж.Болтон умышленно выдвинул требование, неприемлемое для Н.Патрушева, поскольку вокруг Д.Трампа складывается тяжелая ситуация, в которой документ о каких-либо совместных намерениях Вашингтона и Москвы воспринимался бы как очевидное продолжение «сговора» между Д.Трампом и российскими властями.
Британия, отвечая на встречу А.Меркель и В.Путина, призвала Евросоюз ввести против России более жесткие санкции за предполагаемое «нападение» в британском Солсбери с использованием нервнопаралитического вещества, «по-настоящему стать плечом к плечу» с США. 

Собственно санкции «за Скрипалей», как стало известно, вступят в силу в первом своем варианте уже в ближайший понедельник. 
Тем временем, серьезный удар обрушился на Турцию, которая, как и Россия, пытается проводить свой собственный внешнеполитический курс. Международные рейтинговые агентства Moody's и Standard & Poor's снизили суверенные кредитные рейтинги Турции, сославшись на обвал лиры, некомпетентность госуправления и резкое ухудшение отношений с США. Разумеется, такая ситуация ставит крест на планах торговли с Турцией с использованием национальных валют.

На минувшей неделе в отставку было отправлено правительство Белоруссии. По мнению некоторых наблюдателей, претензии, предъявленные А.Лукашенко старому правительству, не убедительны. Правительство, отправленное в отставку, особых нареканий не имело, и разгон старого правительства мы бы, скорее, связывали не с небрежным отношением правительства к поручениям президента, как утверждает белорусский лидер, а с предстоящим приездом в Минск М.Бабича, нового российского посла и одновременно полномочного представителя президента РФ. А.Лукашенко воспринимает М.Бабича в качестве «троянского коня», перед которым стоит задача подготовить условия для «поглощения» Белоруссии, и хочет спутать ему карты. Теперь же после прибытия в Минск, которое должно состояться в ближайшее время, М.Бабич будет работать в новой правительственной среде, что сильно затруднит процесс его адаптации и облегчит задачу отслеживания попыток нового посла-полпреда установить контакты и связи в управленческом аппарате. 

А.Лукашенко дал понять, что прежнее правительство имело какие-то «разногласия и разночтения» в проведении курса развития Белоруссии, и чуть ли не вело страну к развалу экономики и утрате независимости. Теперь же наступил некий этап, на котором необходимо задействовать «фактор независимости стран» - дисциплину, порядочность, сплоченность, жесткость системы власти, нацеленную на дисциплину и профессионализм. Иными словами, в белорусских верхах объявлено «особое положение», - на фоне обвинений России и совершенно недвусмысленных заявлений А.Лукашенко о недопустимости «вассалитета» Белоруссии в отношении России. В августе об этом в разной форме было заявлено три раза. 

В то же время в борьбе за сохранение белорусской независимости А.Лукашенко рассчитывает и на внешний фактор, в т.ч. на поддержку Запада. В частности, назначен новый премьер, С.Румас, бывший глава Банка развития, имеющий репутацию либерала, жестко и последовательно выступающего за снижение доли государства в экономике и за приватизацию - притом, что А.Лукашенко категорически против того, чтобы российские олигархи скупили белорусскую собственность. Некоторые комментаторы усмотрели в этом назначении сигнал, призванный заинтересовать Запад.

Кстати, на этом фоне доля россиян, не одобряющих действия СССР в августе 1968 года (ввод войск в Чехословакию), снизилась с 29% в 2013 году до 19% в 2018 г. Напротив, поддержка вторжения выросла с 27% до 36%. Преобладающей позицией в общественном мнении относительно событий тех дней остается «затрудняюсь ответить» (45%). Введение советских войск преимущественно рассматривается населением как защитная мера. Не более 10% респондентов расценивают подобный шаг со стороны СССР как вмешательство или агрессию  . Для Минска это - весомый повод задуматься, поскольку, с определенной точки зрения, А.Лукашенко является «ревизионистом», пересматривающим основы союзного государства.


Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/novye-popytki-ustanovleniya-mezhdunarodnykh-kontaktov.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий