понедельник, 27 августа 2018 г.

Экономика: рост волатильности

В экономической сфере ситуация оказалась менее однозначной, чем можно было ожидать. Нарушения при этом обнаруживают даже в верхушке космической отрасли России - 19 августа появилась информация Следственного комитета России о задержании заместителя генерального директора ракетно-космической корпорации (РКК) «Энергия» А.Белобородова и двух его подчиненных. Всем троим предъявлено обвинение в покушении на мошенничество в особо крупном размере, и все они дают признательные показания. Отмечается, что дело расследуется при активном содействии сотрудников управления «П» ФСБ, занимающегося борьбой с коррупцией в промышленной сфере.

Сам Кремль, однако, ушел от попытки «покушения на сверхдоходы» 14 крупнейших металлургических, химических, нефтехимических и горнодобывающих компаний, полученные из-за внешней рыночной конъюнктуры. Помощник президента А.Белоусов отмечал, что в 2016 году в отношении нефтегазовых компаний правительством РФ был предпринят ряд мер по изъятию в федеральный бюджет дополнительных доходов, получаемых компаниями-экспортерами в результате девальвации рубля. 

При этом, однако, налоговая нагрузка нефтегазовых компаний составляет в среднем 28% в выручке компаний, тогда как налоговая нагрузка металлургических, химических, нефтехимических и горнодобывающих компаний в среднем составила лишь 7% в их выручке. Это обстоятельство, по мнению А.Белоусова, давало возможность выровнять рентабельность ресурсных компаний-экспортеров до средневзвешенного показателя отечественной нефтяной и газовой отрасли для получения с ресурсных компаний-экспортеров дополнительных доходов бюджета до 0,5 трлн. рублей ежегодно при условии сохранения их инвестиционных возможностей. 

В более мягкую форму пытается облечь идею А.Белоусова, хотя и забракованную профильными министерствами, первый вице-премьер и министр финансов А.Силуанов. Пресс-секретарь министра заявил, что ведомство хочет, чтобы та сверхприбыль, которую компании получают, например, в результате ослабления рубля, никак не зависит от внутренней рентабельности бизнеса и, по сути, носит «случайный» характер, осталась в российской экономике, была направлена на инвестиции и развитие, создание новых рабочих мест. Этот вопрос будет обсуждаться 24 августа в Российском союзе промышленников и предпринимателей на совещании с участием А.Силуанова и А.Белоусова с представителями крупного бизнеса. 

Со своей стороны 22 августа глава Минпромторга Д.Мантуров заявил, что профильные ведомства не поддержали предложение помощника президента А.Белоусова об изъятии сверхприбылей металлургических и химических компаний. По словам министра, был проведен анализ отчетности и финансового положения каждого предприятия, у которого предлагалось изымать сверхдоходы, выяснивший, что в расчетах А.Белоусова не учтены параметры, связанные с закредитованностью предприятий, и осуществляемые компаниями инвестиционные проекты, в результате чего видимость наличия дополнительных доходов рассеялась. 

Глава Министерства экономического развития М.Орешкин призвал прекратить обсуждение предложения об изъятии у ряда российских компаний «сверхдоходов», с которым выступил помощник президента России А.Белоусов. По мнению М.Орешкина, нужно вести дискуссию не о том, как взять и поделить, а о том, что «нужно сделать, для того, чтобы количество инвестиционных проектов в нашей стране увеличилось и чтобы свободный денежный поток, который формируется в разных компаниях, активнее инвестировался в тех же или в других отраслях». Иначе говоря, об изменении инвестиционного климата. В итоге примерно таким и оказался компромисс после встречи чиновников с собственниками и топ-менеджерами компаний, которых попросили активнее заниматься инвестированием в отечественную экономику. 

Тем временем Центробанк подготовил поправки в законодательстве, ужесточающие нормативы для работающих в России «дочек» иностранных банков. Для них было разработано ограничение на размер средств, которые могут размещаться в материнских структурах за рубежом. Применение новых правил с большой вероятностью приведет к нарушению большинством «дочек» обязательных нормативов и ограничит присутствие иностранных банков на российском рынке. Следствием нововведения станет значительное снижение доли дочерних иностранных банков на рынке банковских услуг, а также ограничение конкуренции и создание неравных условий ведения бизнеса для дочерних иностранных кредитных организаций. Под ударом окажутся и клиенты в результате ухудшения экономических условий для заключения сделок. Банкам придется сократить кредитование в России, зато у правящих кругов США могут появиться финансовые зацепки для введения санкций против госбанков и на операции с госдолгом России.

Между тем на парламентских слушаниях по проекту повышения пенсионного возраста, состоявшихся 21 августа, не прозвучало ничего нового, также как не было дано и серьезного анализа негативных последствий реформы. Глава Минтруда М.Топилин, представлявший на слушаниях позицию правительства, четко озвучил установку властей: решение о повышении пенсионного возраста «давно назрело» и уже не изменится. В то же время правила игры предполагают, что В.Путин вскоре «возьмет слово» и заявит о неких смягчающих, но на самом деле малозначительных изменениях в реформе. 

На российских рынках продолжали накапливаться негативные явления. Так, на рынке товаров широкого потребления и массового спроса аналитики констатировали продолжающийся бум кредитования - согласно расчетам агентства «Эксперт РА», с 1 июля 2017 года по 1 июля 2018 г. объем задолженности физлиц перед банками вырос на 19%, и динамика сегмента достигла пика с 2014 года. Такая динамика спроса на потребительские кредиты оказалась в резком противоречии со стагнацией реальных располагаемых денежных доходов населения  и отсутствием предпосылок для дальнейшего роста платежеспособности заемщиков. 

В следующем году негативное влияние дополнительно окажет повышение НДС и цен на топливо, а также снижение курса рубля. ЦБ считает, что розничный бум кредитования может обернуться новыми проблемами для банков, которые в последний год усиленно наращивали кредитование, и принял меры по охлаждению ситуации, увеличив коэффициенты риска по потребительским кредитам, однако эксперты считают, что эта мера лишь частично сгладит эффект от ухудшения качества розничных портфелей. 

В целом, из-за отсутствия предпосылок для роста платежеспособности заемщиков развитие ситуации, как прогнозируют аналитики «Эксперт РА», с высокой вероятностью приведет к кризису в перспективе двух лет, в результате которого розничное кредитование как полноценный драйвер банковского рынка себя изживет. 

Вместе с тем, очевидно, что ухудшится ситуация и на потребительском рынке, который также начнет (в лучшем случае) стагнировать, а возможно, переживет рецессию. Ведь многих заемщиков, привыкших постоянно рефинансировать свои кредитные обязательства за счет ссуд других банков, ждет серьезное испытание, когда банки, попав в предкризисную ситуацию, выставят более жесткие условия кредитования, и заемщики не смогут получить очередные кредиты в объеме, достаточном для погашения предыдущих кредитов. 

Пострадал потребительский рынок и от инфляции, хотя правительство утверждает, что инфляция в РФ первые семь месяцев текущего года не превышала 2,3%. Однако по данным Росстата, при этом бензин подорожал на 8,6%, электроэнергия - около 6%, ЖКУ на 4,2%, медицинские услуги на 4,9%. По мнению экспертов, реальный рост цен на потребительском рынке для 75% россиян с доходами ниже среднего составил около 8-10%. 

Между тем, впервые с конца мая возобновили рост оптовые цены на бензин - на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) они выросли за неделю с 10 по 17 августа в среднем на 7%. Эксперты из Российского топливного союза предупреждают, что в следующем году на рынке бензина может повториться ценовой коллапс апреля-мая 2018 года, и бензин подорожает еще на 10%. Биржевая динамика и выгодность экспорта (из-за завершения налогового маневра), как указывают аналитики, дают основание полагать, что рост цен на топливо может начаться уже осенью 2018 года.

В связи с повышением НДС с 18% до 20% правительство прорабатывает варианты повышения тарифов ЖКХ. Согласно действующему законодательству, индексация тарифов на коммунальные услуги проводится ежегодно 1 июля. Из-за повышения НДС Минэкономразвития предлагает сделать исключение и повысить тарифы уже 1 января будущего года на 1,7%. Величину индексации 1 июля ведомство предлагает скорректировать - Центробанк ожидает инфляцию на уровне 4%, но МЭР предлагает повысить тарифы ЖКХ с середины лета только на 2,4%, ниже инфляции. Минэнерго заняло гораздо более агрессивную позицию. Ведомство, в частности, настаивает на увеличении тарифов на ЖКХ в 2019 году более чем на 5% - сначала на 1,7% в январе, а затем на 4% в июле следующего года. Между тем, с 1 июля 2017 года тарифы уже индексировались на 4% при том, что фактическая инфляция за 2017 год была на уровне 2,5%. Благодаря разнице коммунальные компании, по предварительной оценке, получили около 60 млрд. рублей дополнительных доходов.

В целом на товарно-сырьевых рынках эксперты отметили в июле 2018 года спад новых заказов, сокращение внутреннего спроса на продукцию российской промышленности. Этот индикатор не падал до столь низкого уровня (-22,5%) с середины 2015 года. Слабость внутреннего спроса в последние месяцы проявляла себя все более отчетливо. Если же эта тенденция продолжится, российская экономика вскоре вполне может вновь оказаться в состоянии ступора, несмотря на высокий уровень нефтяных цен.

Негативное влияние на промышленность оказывают санкции - судя по докладу Минприроды «О состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов РФ в 2016-2017 годах», санкции против российских нефтегазовых компаний, ограничивающие приток зарубежных инвестиций, новых технологий и оборудования, ударили по развитию отрасли и оставили Россию без новых месторождений нефти и газа. За последние два года в стране не было введено в эксплуатацию ни одного нового месторождения газа, не удалось открыть ни одного крупного месторождения нефти, а работы на арктическом шельфе пришлось приостановить/ 

Из-за санкций оказалась непосильной программа по строительству собственных вертолетоносцев, анонсированная Минобороны. Предполагалось, что уже в 2022 году российская армия сможет получить и принять на вооружение первый отечественный вертолетоносец. 
Ухудшается ситуация и на рынке труда, находящемся под сильным влиянием демографических процессов, вернувшихся в фазу спада, - в первом полугодии естественная убыль населения подскочила на 37% (164,1 тыс. человек против 119,4 тыс. человек в I полугодии 2017 года). Между тем миграционный прирост лишь на 46% компенсировал численные потери населения, также снизившись почти на 36% (75,4 тыс. человек против 102,3 тыс. человек в январе-июне 2017 года). 

При этом 23 августа появилась информация Росстата о начавшемся вновь росте задолженности по зарплате. Просроченная задолженность по зарплате за июль выросла на 586,3 миллиона рублей (20,9 процента) по отношению к июню. Как сообщается в отчете Росстата, общий размер задолженности, по данным на 1 августа, достиг 3,38 миллиарда рублей. Средний долг по зарплате составляет 67 тысяч рублей. Из общей суммы на долги, образовавшиеся в 2017 году, приходится 721 миллион рублей (21,3 процента), в 2016 году и ранее - 1,17 миллиарда рублей (34,6 процента). К 1 августа зарплату в срок не выплатили более чем 50 тысячам работников, в том числе 44 процента приходится на долю работников обрабатывающих производств. 23 процента - строителей, 8 процентов - специалистов в области сельского хозяйства, охоты и лесозаготовок, 6 процентов - транспортных работников, 5 процентов - работников добывающей отрасли. 

Самая частая причина невыплаты зарплаты - отсутствие у работодателя собственных средств, из-за этого до работников не дошло 3,32 миллиарда рублей. Остаток долга, 68,3 миллиона рублей, образовался в связи с тем, что вовремя не поступили ассигнования из бюджета. Из этих показателей четко вырисовывается картина проблем в обрабатывающем секторе и в строительстве. В региональном разрезе в зоне кризиса находятся Дальневосточный федеральный округ (долги по зарплате составляют 828,7 млн. рублей), Северо-Западный федеральный округ с долгом в 708,9 млн. рублей и Центральный федеральный округ - 611,3 млн. рублей. 

Финансовые рынки еще менее, чем все остальные, внушают оптимистические ожидания. Так, на финансовом рынке Минфин через Центробанк России, с 9 августа приостановивший покупки валюты, чтобы устранить избыточное давление на российскую валюту, возникшее из-за угрозы введения США новых санкций против РФ и бегства капитала с развивающихся рынков, с 17 августа возобновил интервенции на валютном рынке. Решение властей о возобновлении валютных интервенций против рубля вызвало нервную реакцию рынка, - очередное падение курса рубля. Из-за паузы отставание от плана покупки валюты достигло 108 млрд. рублей, а поэтому Банк России начал увеличивать объемы закупок. Чтобы завершить покупку всего запланированного на август объема валюты, Центральному банку придется каждый день покупать все больше и больше валюты, а это, видимо, означает, что будет трудно остановить падение рубля. Такие попытки были предприняты 22 августа на фоне продолжающегося почти неделю роста цен на нефть и начавшегося налогового периода, вынуждающего экспортеров продавать валюту. 

Однако на торгах в среду на заявлениях конгрессменов и чиновников Госдепа, призвавших усилить давление на Москву, рубль обновил локальные минимумы и показал худший результат среди валют развивающихся стран. Курс доллара снова превысил 68 рублей, а евро подорожал на 1,4%, и впервые с апреля шагнул за отметку 79 рублей. 23 августа курс доллара превысил 69 рублей, что вынудило ЦБ приостановить операции по скупке валюты до конца сентября. Затем падение валюты было приостановлено, и она немного отыграла назад. 
В то же самое время, теперь предельно ясно, что российские финансы оказались в шаге от пропасти - бюджетное правило, позволявшее накапливать резервы, несмотря на плачевное состояние экономики, оказалось невыполнимым. И теперь под вопросом ситуация вокруг резервов. Тенденция к их сокращению уже наметилась - 23 августа Банк России сообщил, что международные резервы России на 17 августа составили 452,2 млрд. долларов против 457,6 млрд. долларов по состоянию на 10 августа, сократившись за неделю на 5,4 млрд. долларов. По всей вероятности, пополнять их к середине осени станет еще сложнее, чем сейчас, но тогда непонятно, как справиться с проблемой оттока капитала.

Еврооблигации Внешэкономбанка подешевели за последние полтора месяца на 10% на ожиданиях принятия в США новых антироссийских санкций, включающих ограничения для крупнейших госбанков РФ. На минувшей неделе валютные бонды Внешэкономбанка пережили еще три дня масштабных распродаж (17, 19 и 20 августа). Ставки по бондам с погашением в 2022 и 2025 гг. приближались к 9% годовых после внесения в сенат санкционного законопроекта, предусматривающего полный запрет для американских юрлиц на любые операции с одним или несколькими из шести крупнейших госбанков.

Произошел обвал и на рынке государственного долга России - облигации федерального займа дешевеют на Московской бирже 12 дней подряд, чего рынок уже давно не видел. Десятилетние и пятнадцатилетние ОФЗ обесценились с начала года на 10%.  Ситуацию не изменили ни стабилизация развивающихся рынков, ни попытки укрепления рубля. За 4 месяца, прошедших с момента, когда США снова запустили санкционный каток, долгосрочные займы для Минфина стали дороже: доходности длинных бумаг (с погашением с 2027 году или позже) превысили 8,5% годовых. За апрель-июнь нерезиденты уже сбросили госбумаги на рекордные 370 млрд. рублей и резко сократили свою долю на рынке. Российские банки присоединились к распродаже и вывели из ОФЗ 116 млрд. рублей с начала года. Провал рынка пришлось закрывать за счет пенсионных накоплений населения: НПФ выкупили госбумаг на 250 млрд. рублей за второй квартал, еще 40 млрд. добавили страховые компании. Санкции США в отношении российского госдолга, в случае их введения, могут привести к оттоку еще 8-10% инвесторов из российских суверенных долговых бумаг. 

Наконец, дело дошло до чрезвычайных мер - Минфин отменил аукцион по размещению госбумаг, который должен был состояться 22 августа, по причине массовой распродажи нерезидентами российского госдолга.

Кроме того, эксперты предупреждают, что новый санкционный пакет способен во втором раунде (ноябрь) обернуться ударом по крупнейшим российским банкам и корпорациям, нагруженным внешним долгом. Дело в том, что второй пакет наделяет Россию статусом «страны, находящейся под санкциями», что может активировать пункты международных договоров, позволяющие зарубежным кредиторам потребовать от российских контрагентов досрочного погашения займов, По данным ЦБ, на 1 июля общий внешний долг РФ составлял 485,5 млрд. долларов, из которых две трети - 327 млрд. - долг корпораций, а еще 95 млрд. - долг банков.

Несмотря на все эти проблемы, международное рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило позитивный прогноз по суверенному кредитному рейтингу России, оставив рейтинг на уровне «BBB-», или на одну ступень выше «мусорной» категории  . По мнению агентства, российская экономика хорошо справилась с новым раундом санкций, объявленным США в апреле, несмотря на некоторую первоначальную волатильность. Доходы бюджета РФ растут - отчасти благодаря повышению цен на нефть. Министерство финансов также рассчитывает на дополнительные поступления в казну - в свете решения об увеличении налога на добавленную стоимость и планируемого повышения пенсионного возраста. Правда, агентство считает, что немного увеличилась вероятность дополнительных, более жестких санкций США, а также, что сохраняются риски для гибкости суверенного финансирования, доступа частного сектора к международному финансированию, риски макроэкономической волатильности и риски слабых перспектив роста. 

Российские аналитики склонны оценивать экономические перспективы менее оптимистически, хотя и полностью согласны со списком актуальных рисков. Их пессимизм вполне понятен в контексте высокой волатильности рубля, падавшего до двухлетнего минимума. К тому же в Конгрессе усиливаются призывы к дальнейшему расширению мер, включая введение запрета на покупку нового суверенного долга РФ и жесткие ограничения для государственных банков. Поэтому определенную робость испытывают и российские финансовые власти. Банк России приостановил покупки иностранной валюты для Фонда национального благосостояния, чтобы снять часть давления с рубля, а Министерству финансов пришлось ограничить новые размещения долга на фоне роста доходностей. Кремль свое волнение прикрывает бодрыми заявлениями об «абсолютно стабильной» ситуации в экономике и финансовой системе, несмотря на то, что напряжение нарастает. В частности, нерезиденты продолжают распродавать российские активы.

Между тем глава Счетной палаты А.Кудрин 21 августа, накануне введения санкций США якобы за использование Россией химического оружия против С.Скрипаля, бывшего сотрудника ГРУ, резидента Великобритании, заявил, что резервов России хватит лишь на один финансовый кризис, аналогичный обвалу цен на нефть в 2008 году. Резервный фонд полностью использован, а его остатки переданы в Фонд национального благосостояния. На начало августа ФНБ составлял 4,8 трлн. рублей, или 77,1 млрд. долларов, но ликвидная часть фонда, размещенная на валютных счетах в ЦБ, в действительности равна лишь 51 млрд. долларов (на 1 августа). Оставшиеся средства (26,1 млрд. долларов) де-факто уже потрачены. В частности, 574 млрд. рублей направлено на поддержку Внешэкономбанка, оказавшегося на грани дефолта после введения санкций США. Еще 3 млрд. долларов вложено в еврооблигации Украины в попытке предотвратить евроинтеграцию этой страны и спасти В.Януковича. 112,6 млрд. рублей, а также 4,1 млрд. долларов потрачено на реализацию инфраструктурных проектов; 443 млрд. рублей направлено на поддержку банков. 

Судя по заявлениям российских властей о том, что в ответ на санкции Москва «форсирует» перевод расчетов с зарубежными компаниями с доллара на расчеты в национальных валютах, и что когда-нибудь осознание бессмысленности санкций придет к руководству США, и страны начнут сотрудничать, особо надеяться российской экономике не на что.

Обсуждение в Госдуме повышения пенсионного возраста обернулось и новым обострением позиционных столкновений в элитах. Стремясь перехватить инициативу у В.Володина, перед слушаниями секретарь генсовета «Единой России» и вице-спикер Совета Федерации А.Турчак 20 августа на совместном заседании генсовета «Единой России» и совета руководителей фракций «Единой России» предложил аннулировать пенсионные преференции для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. Мол, рассчитывать на понимание и поддержку граждан можно лишь в том случае, если принимаемые решения касаются самих парламентариев. А.Турчак предложил депутатам и сенаторам от «Единой России» внести соответствующие изменения в законодательство. Однако в думском руководстве отнеслись к нему прохладно, восприняв это в качестве нового рецидива латентного политического противостояния партийного и думского руководства.

Судя по тому, что парламентские слушания по проекту пенсионной реформы, которые состоялись 21 августа в Госдуме после попыток протеста со стороны населения и оппозиции и падения рейтингов президента, правительства и «Единой России», не принесли существенных изменений в инициированный правительством закон, напрашивается очевидный вывод. А именно, что правительство решило спустить инициативы по изменению параметров пенсионной реформы на тормозах, не исключая, разумеется, коррекции со стороны главы государства. 

*   *   *
Подводя итоги, следует отметить, что пока не выглядят убедительными попытки России разыграть европейскую карту. Над прагматическим сотрудничеством нависает не только тень санкций, но и отсутствие серьезной заинтересованности сторон в политической разрядке. На этом фоне продолжала расти волатильность национальной валюты, в то время как власти продвигали непопулярные реформы, предлагая лишь незначительные смягчающие меры и популистские решения вроде ликвидации пенсионных льгот для парламентариев. 

Во внутриполитической сфере все более заметное место занимала конкуренция силовых структур. В экономике ситуацию продолжало определять санкционное давление, на которое накладывается стремление российских властей к «простым решениям», которые приводят к широкому спектру дорогостоящих социально-экономических издержек. 


Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/ekonomika-rost-volatilnosti.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий