- Я бы взял частями. Но мне нужно сразу.
О. Бендер, "Золотой телёнок".
Судя по всему, однако, правы были те эксперты и аналитики, которые считали, что время начала перемен упущено, и процесс перехода системы на новые рельсы застрял где-то в 2011-2012 годах. Сегодня же, увы, практически все ресурсы, которые должны были послужить для старта процесса обновления, в действительности, давно израсходованы экономикой, включая не только публичный бизнес, но и домохозяйства («население», «народ»), на решение проблем выживания, никак не связанных со стратегическими задачами, вставшими перед властью.
Согласно обнародованному Росстатом на минувшей неделе докладу о социально-экономическом развитии за первый квартал 2018 года, ежемесячный доход выше 60 тыс. рублей имеют лишь 8,5% граждан РФ. Почти две трети (61%) живут на сумму, не превышающую 27 тыс. рублей в месяц, причем 40% россиян живут меньше чем на 10 долларов в день, а 42,1% получают меньше 19 тыс. рублей, что эквивалентно сумме в 633 рубля, или 9,9 доллара в день. Проще говоря, менее 10% населения можно отнести к среднему классу и выше (с большой натяжкой, поскольку к среднему классу себя относят лишь те, чей заработок дотягивает до 120 тыс. рублей в месяц и выше, а это - порядка 5%). При этом бедными можно называть 40% всего населения страны. Треть населения находится за гранью выживания.
В этой ситуации вызывает вопросы целесообразность расходов российского правительства на реализацию таких проектов, как проект «федерального информационного ресурса», инициированный в 2017 году главой правительства. Проект предусматривает создание системы контроля над отчислениями в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования, а также налогами, сборами и другими обязательными платежами. Решение этой задачи видится Д.Медведеву в создании системы единого общегосударственного реестра сведений о гражданах, всеобъемлющей базы данных, сводящей воедино всю доступную государству информацию о населении.
В настоящий момент эта информация собирается и хранится на уровне различных ведомств - налоговых служб, служб социального страхования и пенсионного обеспечения, статистических служб, служб земельного кадастра и регистрации прав собственности, органов внутренних дел, министерств обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, избирательных комиссий и «иных» государственных учреждений. Помимо традиционных реквизитов (паспорт, свидетельство о рождении, ИНН, данные из ПФР и служб занятности) в реестр попадут «идентификаторы сведений об иных видах учета физических лиц», т.е., очевидно, и закрытая документация. Предполагается, что любая государственная инстанция в итоге сможет получить полный набор сведений о каждом гражданине.
Однако, во-первых, можно не сомневаться в том, что этот массив сведений, сбор и хранение которого (собранные данные «подлежат постоянному хранению, их уничтожение и изъятие не допускаются», однако никто не застрахован от форс-мажора) обойдется очень дорого, не окупит себя в условиях массовой бедности населения. Во-вторых, эту информацию неизбежно придется вновь строго структурировать по ведомственному принципу с различными уровнями и объемами доступа. Дело в том, что ведомства, собирающие информацию с вполне определенными целями, едва ли позволят себе делиться ею с другими ведомствами, которые могут использовать ее для иных, иногда прямо противоположных целей. Например, едва ли следствие готово предоставлять свою информацию надзорной структуре, спецслужбы никогда не раскроют ведущихся ими «личных дел» граждан, а без этого их информация будет иметь нулевую ценность для налоговиков и т.д.
Уповая на некие скрытые ресурсы домохозяйств, власть урезала социальные расходы и занялась решением вопроса о повышении пенсионного возраста, призванным существенно снизить нагрузку на бюджет. На минувшей неделе российские власти впервые откровенно заговорили о необходимости повышения пенсионного возраста в стране. Премьер Д.Медведев взял, наконец, на себя смелость признать, что власти своими предвыборными обещаниями не допустить повышения пенсионного возраста просто «разводили» публику - в соответствии с рекомендациями политтехнологов. Премьер заявил в интервью программе «Вести в субботу» телеканала «Россия-1», что все уже готово - «мы на пороге» законодательного обсуждения этого вопроса, намекнув при этом и на автора соответствующего проекта. В частности, по его словам, проведена уже достаточно серьезная экспертиза «всех этих вопросов».
Общеизвестно, что сегодня наиболее проработанным является предложение экс-министра финансов А.Кудрина поэтапно (до 2035 года) поднять возраст выхода на пенсию до 63 лет для женщин и 65 для мужчин. А сегодня Россия занимает лишь 136 место по ожидаемой продолжительности жизни, - продолжительности, находящейся в районе 69 лет.
Между тем, пенсионный возраст всегда отстает от средней продолжительности жизни. Например, в КНР со средней продолжительностью жизни в стране на уровне 73 лет пенсионный возраст составляет 60 лет для мужчин и 50-55 лет для женщин (в зависимости от вредности работы). В развитых странах с более высоким пенсионным возрастом несоответствие с постулатами, которые пытается внедрить в практику Д.Медведев, бросается в глаза еще заметней. Например, в Австрии, где средняя продолжительность жизни более 81 года, пенсионный возраст для мужчин - 65 лет, а для женщин - 60. В Бельгии при продолжительности жизни около 81 года мужчины и женщины уходят на пенсию в 65 лет. В Великобритании (средняя продолжительность жизни около 80 лет) пенсионный возраст для обоих полов является также одинаковым и также составляет 65 лет.
Аналогичная ситуация наблюдается и в ФРГ, Канаде, Японии. В США, стране со средней продолжительностью жизни в 78 лет, пенсионный возраст равен 67 годам, как для мужчин, так и для женщин, что ближе к идеалам Д.Медведева. Впрочем, это совсем не значит, что американцы руководствуются теми же соображениями, что и российский премьер.
Заявления Д.Медведева не следует, однако, воспринимать слишком буквально, тем более что он выглядит гуманистом на фоне других министров. Ведь, по сути, он лишь намекает, что могло бы быть и хуже - понятно, что даже если к 2035 году удастся подтянуть средний пенсионный возраст до 64 лет (65 лет - мужчины, 63 года - женщины), больших денег казне это не принесет.
Еще до оглашения пенсионных инициатив Д.Медведева глава Минфина А.Силуанов огласил намерение еще раз вернуться к накопительной пенсионной системе, не скрывая, что иметь под рукой такие деньги - это заветная мечта. И при этом государство выдает себе очень надежные гарантии того, что практически никто, кроме него самого, эту накопительную часть не вспомнит и не потребует.
Говоря о пенсионном возрасте, прежде всего, стоит отметить, что дело в том, что хотя «решение по этому поводу, так или иначе, государству придется принимать» (Д.Медведев), однако при этом придется учитывать «сумму факторов», чтобы, во-первых, «не создать отрицательных настроений среди людей». Во-вторых, при повышении пенсионного возраста возникнет и множество побочных проблем.
Говоря о средней продолжительности жизни и увеличении пенсионного возраста, власти обходят вопрос о том, какие рабочие места могут быть предоставлены пожилым людям старше 55 и 60 лет. Неясно, что делать с молодежной занятостью, если миллионы вакансий будут заняты дольше на 5-8 лет и т.д.
В свете заявлений о необходимости «аккуратных» решений в вопросе о повышении пенсионного возраста и откровенной фискальной недостаточности этой меры, становится вполне понятным, почему в том же интервью премьер указал на некие «неправильные» внутриэлитные группировки, привязанные к мировому рынку и не желающие терять свою нишу в нем, а потому и исполняющие введенные США санкции против российских компаний. Д.Медведев заявил, что эти санкции направлены «на разрушение нашего общественно-политического строя и на причинение вреда и экономике, и отдельным людям». А потому и исполнение этих санкций для граждан нашей страны должно считаться правонарушением - «никто не вправе исполнять эти американские санкции под страхом административной или уголовной ответственности». Д.Медведев безусловно поддерживает реализацию этой идеи, впервые публично озвученной спикером Госдумы В.Володиным.
В то же время некоторые попавшие под санкции ФПГ вынуждены идти на уступки, не видя реальной помощи от государства, да и не рассчитывая на нее. Например, О.Дерипаска, включенный в «черный список» американского Минфина вместе со всеми своими активами, согласился снизить долю в холдинге En+, через который он владеет контрольным пакетом акций «Русала». Из 66% акций En+ О.Дерипаска готов оставить себе «менее 50%», как сообщила компания через сайт Лондонской биржи. Одновременно О.Дерипаска объявил, что готов покинуть пост в совете директоров En+ и изменить его состав так, чтобы большинство досталось независимым представителям.
Минфин США отказался, однако, гарантировать снятие санкций и в этих условиях. Мол, сокращение доли собственности лица, на которое распространяются санкции, необязательно само по себе является основанием для исключения из санкционного списка. Единственным способом вывести «Русал» из-под санкционного режима, запрещающего любые сделки с ним, является лишь прекращение контроля над компанией со стороны О.Дерипаски. А вариант, предложенный им, этому условию не соответствует и не означает, что он потеряет контроль.
Во-первых, у него остается блокирующий пакет, позволяющий контролировать решения, принимаемые менеджментом En+.
Во-вторых, за кулисами могут быть произведены операции взаимного обмена пакетами в контролирующих структурах, чтобы де-юре сохранить за ним общее владение компанией . Министерство финансов США вновь продемонстрировало жесткую позицию - оно продлило срок, в течение которого американские инвесторы должны избавиться от акций и бондов российский компаний En+, «Русал» и ГАЗ, попавших под американские санкции лишь на один месяц - американские инвесторы должны избавиться от активов упомянутых трех компаний до 6 июня, тогда как в соответствии с «Генеральной лицензией номер 13» они должны были сделать это до 7 мая. «Счастливым обладателям» бумаг О.Дерипаски дисконта, видимо, не избежать.
Нужны деньги и группе «Ренова» В.Вексельберга, включенной в санкционный список США. В.Вексельберг прямо апеллирует к российским властям и направил в правительство список мер поддержки своих активов на сумму 5,7 млрд. долларов. Кроме того, группа В.Вексельберга просит содействия и преференций в получении госзаказов для своих промышленных и девелоперских активов и различных таможенных льгот. Среди последних, в частности, заградительные ввозные пошлины для конкурентов новочебоксарского «Химпрома» и нулевые - на сырье для комбината, заградительные пошлины на энергооборудование конкурентов Уральского турбинного завода, а также для поддержки «Байкал холдинга» - полный запрет импорта безалкогольных напитков и воды. В тарифы «Аэропортов регионов» предлагается внести «премию за риск инвестирования» в компании под санкциями на уровне 5%.
В целом в российской экономике ситуация такова, что, как уже отмечалось, российская промышленность зафиксировала рекордное за 9 лет падение спроса на свою продукцию. Спрос на потребительские товары сжался после обвала доходов населения, а торговые сети начали закрывать свои точки на срочную «реконструкцию».
Например, свои точки сбыта «прорежает» крупнейший в России ритейлер X5 Retail Group, который управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель», снизивший свою чистую прибыль за первый квартал 2018 года на 32,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составив 5,63 млрд. рублей. При этом выручка выросла на 19,9%, до 351,5 млрд. рублей, что означает лишь одно - расчеты, делавшиеся при покупке товаров у оптовиков, не оправдались, и спрос упал. Вследствие чего товары в рознице пришлось уценивать. Их продали больше, но по более низкой цене.
Инвестиционные же товары российского производства не выдерживают конкуренции с импортом: если в 2015 году 30% российских предприятий выражали намерение закупать «импортозамещающее» отечественное оборудование, то в 2017 году их доля рухнула до 8%, и продолжает снижаться.
Тем временем ФК «Открытие» - некогда крупнейший частный банк России, с августа национализированный за счет фонда санаций ЦБ - завершил 2017 год с рекордным с рекордным в истории России убытком, составившим 426,75 млрд. рублей, или около 7,3 млрд. долларов. Это стало известно на минувшей неделе из официального отчета «Открытия» по МСФО.
Объявила дефолт на минувшей неделе одна из крупнейших микрофинансовых компаний, «Домашние деньги», занимавшая в России второе место по выдаче населению «микрокредитов». Накануне майских праздников компания не смогла обслужить предъявленные к выкупу облигации суммой 1,15 млрд. рублей, что и послужило причиной для объявления дефолта.
Тем временем о том, что валюта нужна здесь и сразу, говорит то обстоятельство, что Россия в апреле второй месяц подряд нарушила свои обязательства в рамках сделки по сокращению добычи нефти, заключенной со странами ОПЕК в декабре 2016 года.
Об острой потребности не только правительства, но и всей экономики в деньгах, сигнализирует и курс рубля в обменниках, падавший в праздничные дни. Сам скачок был вызван якобы опасениями дефолта «Русала» по бондам, выплата по которым (на сумму 500 млн. долларов) должна состояться 3 мая, и, в свою очередь, породил веер других слухов. Например, о том, что Э.Набиуллина может перейти на новую работу, а на ее пост якобы «готовят» А.Кудрина, экс-министра финансов.
Аналитики предсказывали, что если дефолта не случится, то произойдет короткий откат по рублю к 61-62 рублям за доллар. Действительно, 3 мая наметился откат, но незначительный (рубль «поднялся» на торгах до 64,0 рубля за доллар), сначала только на технических колебаниях. При этом среди игроков распространилось мнение, что если рубль не сумеют удержать на нынешних позициях до 7 мая, то после праздников можно ожидать взлета доллара. Центробанк РФ повысил с 4 мая официальный курс доллара США сразу на 1,48 рубля - до 63,486 рубля. При этом единая европейская валюта прибавила 92 копейки, и ее курс составит 76,1261 рубля. Правда, 4 мая курс рубля на рынке все-таки опять несколько понизился, что свидетельствовало о волатильности ситуации.
В действительности против рубля играли более фундаментальные факторы - в частности, крайне низкие валютные запасы российских банков, образовавшиеся в первом квартале (3,6 млрд. долларов, более чем в 6 раз меньше, чем в тот же период прошлого года). В апреле и мае стартовал процесс расходования этих запасов (на импорт), и нет ничего удивительного в том, что за апрель доллар вырос на 10,8% и продолжил свой рост в мае. Рост доллара был предопределен, даже если бы этому не способствовали санкции и другие ситуативные «шоки». Из-за возросших геополитических рисков и слабого ликвидного обеспечения рубля валютными резервами российских банков совет директоров Банка России принял решение приостановить смягчение денежно-кредитной политики.
Из вышесказанного понятно, почему правительству деньги нужны «не по частям, а сразу», тем более что В.Путин намерен обнародовать план социально-экономического развития России на следующие шесть лет.
Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/potrebnost-v-dengakh-rastet.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий