Проблема украинского транзита встала перед российским руководством в полный рост еще в 2014 году. Уже тогда было ясно, что жесткий конфликт двух стран делает содержательный диалог Москвы и Киева почти невозможным.
К началу 2015 года у «Газпрома» появился план: за счет постройки двух обходных газопроводов — «Северного потока-2» и «Турецкого потока» — сократить зависимость от украинской газотранспортной системы (ГТС) до минимума. План базировался на двух ключевых предпосылках: уровень экспорта «Газпрома» в Европу и Турцию останется примерно на уровне 2014 года, а оба газопровода будут готовы к концу 2019 года. Но к концу марта 2018 года стало очевидно: обе эти предпосылки не реализованы, и «Газпром» в любом случае должен будет либо продлить контракт с Украиной, либо пойти на самое масштабное в своей истории нарушение контрактов с потребителями.
Сейчас «Газпром» использует украинскую систему прежде всего для покрытия суточных пиков. Даже активно используя подземные хранилища в Европе, монополия как минимум до 2022 года не сможет закрывать пики без украинской ГТС (из-за неготовности инфраструктуры в Европе Nord Stream 2 будет работать на полную мощность только с 2021 года, а «Турецкий поток» — с 2022 года). Причем этот прогноз основан на предположении, что получение разрешений и строительство труб в Европе будет идти обычным порядком, то есть не учитывает риски политически мотивированных решений, например принятия поправок к газовой директиве ЕС, что может привести к уменьшению доступной мощности Nord Stream 2 вдвое.
Если «Газпром» не сможет договориться с Украиной о продлении транзита на 2020 год, перед ним встает угроза недопоставок потребителям. Если экспорт сохранится на уровне 2017 года, при условии ввода первой нитки «Турецкого потока» и запуска Nord Stream 2 на 60% мощности «Газпром» не сможет доставить в Европу около 45 млрд кубометров (при загрузке основных экспортных газопроводов на 95%, что само по себе достаточно сложно).
При цене газа 250 долл. за 1 тыс. кубометров (что соответствует текущим форвардным контрактам на TTF) потерянная выручка составит 11,2 млрд. долл. Кроме того, «Газпром» заплатит потребителям штрафы (примерно 7–10% от объема недопоставки) — это еще 800 млн. долл. Но проблема не только в прямых убытках. Репутация «Газпрома» в случае таких недопоставок будет подорвана. Кризис приведет к резкому росту цен на газ в Европе с соответствующими политическими и регуляторными последствиями.
Источники в отрасли, считают, что реальный вопрос следующий: стоит ли сейчас договариваться с ЕС и Украиной о временном решении, имея в виду, что после 2022 года транзит будет минимизирован или даже прекращен, или пытаться сохранить Украину как полноценное транзитное направление на значимый промежуток времени. В последнем случае объем транзита (или оплаченных мощностей) должен быть коммерчески приемлем для оператора украинской ГТС и составлять не менее 30 млрд кубометров в год, а срок контракта — достаточно длителен, чтобы окупить инвестиции в модернизацию украинской системы (не менее десяти лет).
Но политический момент для диалога с участием ЕС на фоне «дела Скрипаля» нельзя назвать удачным, да и позиция «Газпрома» от промедления только усилится на фоне прогресса Nord Stream 2 и «Турецкого потока» и роста беспокойства европейских потребителей. Риски тоже увеличатся, но компании не привыкать к переговорам «на флажке», эта тактика решения украинских вопросов в целом удачно использовалась с 2006 года.
«Газпром» также может выжидать итогов планируемого разделения «Нафтогаза», по результатам которого украинская ГТС может быть передана в управление европейскому консорциуму: рассматриваются предложения Eustream и Snam, а также Gasunie и GRTgaz. Кроме того, «Газпром» сможет более реально оценить спрос на свой газ в Европе. «Нафтогаз», напротив, заинтересован договориться сейчас, когда зависимость «Газпрома» от украинской ГТС на максимуме с 2011 года.
В целом, учитывая, с одной стороны, низкий уровень доверия сторон друг к другу, а с другой — неизбежную необходимость для «Газпрома» договориться о транзите на 2020 год, короткое годовое соглашение выглядит наиболее вероятным сценарием, не отменяя появления в перспективе долгосрочного документа. Полный же провал переговоров грозит потерями всем.
Тем временем Еврокомиссия собирается одобрить обязательства «Газпрома» по антимонопольному делу и закрыть его без штрафа.
Еврокомиссия может уже в апреле принять предложения «Газпрома» по урегулированию антимонопольных претензий. Еврокомиссару по конкуренции Маргрете Вестагер предстоит сложная задача выбрать правильный момент для официального закрытия дела, учитывая растущее напряжение в политических отношениях России и ЕС.
Регулятор обвинял «Газпром» в завышении цен на рынках Болгарии, Польши и стран Прибалтики, в создании препятствий свободному перетоку газа и «контрактном связывании». Год назад «Газпром» представил ЕК свои предложения по урегулированию претензий. Ключевым моментом было то, что «Газпром» согласился предоставить этим странам ЕС цены на газ по долгосрочным контрактам, основанные на ценах в Западной Европе (котировки хабов или цены на границе Германии, Франции или Италии). Кроме того, «Газпром» обязался разрешить клиентам в этих странах менять точки сдачи газа, в результате потребители Польши и Словакии смогут «виртуально» поставлять газ в Прибалтику, а потребители Венгрии и Словакии — в Болгарию. Эта услуга не бесплатна: чтобы «виртуально» перебросить газ из Польши в Литву, придется заплатить «Газпрому» 8 евро за 1 тыс. кубометров, из Словакии в Болгарию — 24 евро.
Обязательства прошли рыночный тест (market test), в ходе которого страны ЕС высылали замечания. Газпром с учетом отзывов подготовил новую редакцию обязательств. В ней «Газпром» пошел на некоторые уступки по рынку Прибалтики. Так, Литва просила, чтобы обязательства «Газпрома» распространялись не только на контракты более четырех лет, но и на более короткие соглашения. Также «Газпром» снизил плату за «виртуальное» перемещение газа с помощью смены пунктов сдачи. Наконец, ряд формулировок, касающихся ключевого вопроса — перехода в контрактах на ценообразование, «основанное на ценах в Западной Европе»,— был ужесточен.
Судя по всему, фактически «Газпром» будет поставлять газ странам Восточной Европы по ценам, весьма близким к котировкам ключевых газовых хабов.
Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/ukrainskiy-tranzit-gaza-sokhranitsya-kak-minimum-do-2020-goda.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий