На фоне аппаратных конфликтов общеполитическая ситуация, которая напрямую зависит от социально-экономической, находится на втором-третьем плане. Между тем в этой сфере продолжали накапливаться проблемы, которые рано или поздно из количественного перейдут в качественное измерение и начнут оказывать доминирующее влияние на политическое поведение населения. Пока оно адаптируется к текущей ситуации, но механизмы такой адаптации создают все большие риски для финансовой системы, а значит, и политической.
По данным Росстата, снижение реальных располагаемых доходов россиян в октябре этого года составило 1,3% по сравнению с октябрем 2016 года. В предыдущие два месяца темпы падения были меньше — 0,3%. Средние доходы в номинальном выражении в октябре 2017 года составили 31586 рублей. За десять месяцев этого года реальные располагаемые доходы сократились на 1,3%. При такой динамике вероятность выхода доходов в позитивную зону по итогам года минимальна, хотя правительство прогнозирует их рост на 1,2%.
Ранее Росстат опубликовал данные по экономическому росту в третьем квартале. Он составил 1,8%. За девять месяцев ВВП увеличился на 1,6%. Прогноз правительства по итогам года также оптимистичен — плюс 2,1%. При этом причины такого оптимизма не совсем понятны. Промышленность в октябре «встала» — объем выпуска не изменился по отношению к октябрю прошлого года, а за десять месяцев рост составил 1,6%. Из-за сокращения доходов минимальный прирост показывает оборот розничной торговли — всего 0,8% за январь-октябрь. Торговле помогает небольшой рост зарплат — плюс 3% в реальном выражении с начала года по ноябрь.
Аналогичные результаты показывают и исследования аналитиков. Согласно обнародованным на минувшей неделе данным ВШЭ, в сентябре 2017 года доля населения, характеризующего материальное положение своих семей как плохое или очень плохое (бедных по самооценке материального положения), составила 23%; доля семей, испытывающих затруднения с приобретением одежды или продуктов питания (бедных по оценке потребительских возможностей), — 38%. Данные соцопроса показали, что в сентябре 23% российских семей оценили свое материальное положение как «плохое» или «очень плохое», что на 3% больше, чем в мае этого года. Процент домохозяйств, которые считают свой доход как «хороший», за этот период также снизился — с 17% до 15%.
Кроме того, в сентябре каждый второй респондент, проживающий отдельно, столкнулся с затруднениями при покупке продуктов питания или одежды, а каждый четвертый негативно оценил свое материальное положение. В то же время за последний год в этой категории граждан доля бедных по оценке материального положения снизилась на четверть, в то время как у крупных домохозяйств риски субъективной бедности с начала года, напротив, устойчиво росли.
В этом контексте не стоит ориентироваться на Москву, в которой на удивление всей России, выстраивались огромные очереди за новыми iPhone X по заоблачным ценам. Во-первых, Москва сама выступает субъектом-донором федерального бюджета, перечисляя в него едва ли не в два раза больше средств, чем получая, а, во-вторых, подобные очереди вряд ли возможны где-нибудь в Пскове или в Махачкале.
Почти каждая третья семья в стране (29%) может позволить себе только продукты питания, а с приобретением одежды уже возникают сложности. 8% опрошенных заявили, что у них не хватает средств даже на еду. Самая тяжелая ситуация — в сельской местности, где 44% жителей констатировали нехватку денег на товары первой необходимости и продовольствие.
Согласно исследованию, каждая четвертая российская семья из-за финансовых трудностей в последние три месяца не смогла оплатить жилищно-коммунальные услуги, 17% не смогли купить лекарства. На этом фоне количество граждан РФ, которые считают, что экономический кризис в стране продолжается, с мая по сентябрь выросло на 7% и достигло уровня годичной давности — 77%.
Доходы падают преимущественно не из-за сокращения зарплат, а за счет снижения поступлений из других источников, в том числе от предпринимательской деятельности. Если оставшиеся два месяца этого года не выведут реальные располагаемые доходы хотя бы в ноль, то 2017-й станет четвертым годом падения. В 2016 году доходы упали на 5,9% в реальном выражении, в 2015-м — на 3,2%, в 2014-м — на 0,7%.
Стратегии адаптации населения имеют короткий период эффективности. Более популярными остаются пассивные стратегии адаптации к снижению доходов: экономия и отказ от потребления товаров; их используют все социальные группы населения. Данные опросов показали, что в июне-сентябре экономили 74% семей.
Нехватка денег заставляет россиян идти за кредитами в банки и микрофинансовые организации. Суммы займов небольшие, но отдавать их становится все сложнее. По данным ВЦИОМ, количество россиян, которые когда-либо брали кредиты в банках, выросло с 58% до 67% за последние три года. Отмечается, что около 47% прибегали к банковским за кредитами.
После выборов власть будет вынуждена обратить внимание на эту ситуацию, поскольку она создает серьезные макроэкономические риски. Однако с учетом того, что запланировано серьезное повышение фискального давления на население, в основном через косвенные налоги, падение доходов продолжится, а компенсировать его из заемных источников станет невозможно. В такой ситуации население встанет перед лицом необходимости не сокращать уровень потребления, а менять образ жизни, что с высокой долей вероятности спровоцирует рост социального недовольства, чем обязательно воспользуются либерально-деструктивные организации, находящиеся в статусе "иностранных агентов".
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/ekonomika-i-finansy/snizhenie-realnykh-dokhodov-naseleniya-prodolzhaetsya.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий