В апреле 2015 года президент Белоруссии подписал так называемый декрет "о тунеядцах", в соответствии с которым неработающие и не платящие налогов более полугода трудоспособные жители республики должны ежегодно уплачивать сбор в размере 20 базовых величин (более 200 долларов). По данным на 21 февраля, налоговые органы страны направили гражданам около 470 тысяч извещений на уплату сбора, уплатили его более 54 тысяч человек.
Однако сегодня А.Лукашенко заявил, что белорусские власти не будут в течение года взыскивать с "тунеядцев" налог, сказав, что декрет № 3 "О предупреждении социального иждивенчества" отменять не станут, но в течение года поручено не взыскивать соответствующий сбор. По его словам, если будет нужно, в марте декрет могут подкорректировать. "Но декрет отменяться не будет. Передайте прежде всего чиновникам, что он будет исполняться с теми корректировками, о которых я сказал", — заявил белорусский президент.
Казалось бы, «марш рассерженных белорусов», организованный оппозиционными силами против «налога на тунеядство» – это внутреннее дело республики Беларусь. Однако представляется очень примечательным, что массовые протесты оппозиции начались только сейчас, через 2 года после подписания декрета, и удивительно точно совпали хронологически с крупнейшей в последние годы размолвкой между РБ и РФ.
Два последних месяца межгосударственные взаимоотношения между Россией и Беларусью претерпевают серьезное охлаждение, сильнейшее за последнее десятилетие. Причины сугубо экономические – Москва, являясь крупнейшим кредитором Беларуси, требует своевременного погашения долга в 2017 году в размере 741,3 млн долларов, а также обязательств РБ платить за поставляемый газ по мировым ценам по формуле «бери или плати».
Кроме того, РБ должна выплатить в этом году также 487,9 млн долларов Евразийскому фонду стабилизации и развития и 381,7 млн долларов - Китаю. Всего трем своим крупнейшим кредиторам Беларусь должна перечислить около 1,5 млрд долларов, то есть почти 80% средств от совокупных расходов по внешнему госдолгу. Всего же задолженность РБ по внутреннему и внешнему долгу составляет около 3,5 миллиардов долларов.
Само собой разумеется, что возрастание долговой нагрузки на экономику Беларуси очень негативно влияет на благосостояние страны. В этих условиях непримиримость московских функционеров по отношению к практически единственному дружественному государству на западных рубежах выглядит по меньшей мере странной.
Россия и Беларусь связаны многочисленными этногенетическими, культурными, торговыми и промышленными связями. Спесь российских чиновников по отношению к РБ вполне понятна – Россия может сравнительно безболезненно пережить любое прекращение связей с Беларусью в любом секторе экономики, будь то машиностроение, продовольственные поставки или продукция легкой промышленности, в то время как сама Беларусь попросту в этом случае не выживет: европоставки и без того не слишком конкурентноспособных белорусских товаров в условиях квот и затоваривания Старого света собственной продукцией не дадут стране шанса выкарабкаться из долговой ямы.
Но стоит ли овчинка выделки?
Помимо тесных экономических связей, Беларусь – наш крупнейший военный союзник на западном направлении. С ее территории возможно, в случае конфликта, деблокирование Калининградского особого района; в Беларуси близ г.Ганцевичи располагается радиолокационная станция предупреждения о ракетном нападении «Волга», а у н.п. Молодечно – СДВ-радиостанция для связи с российскими подводными лодками в отдаленных районах Мирового океана, играющие важную роль в системе ядерного сдерживания. Рассматривался также вариант создания на территории РБ российской авиабазы и в 2013 году туда было передислоцировано звено российских Су-27, однако дальше разговоров дело не пошло и в 2016 году истребители были выведены из республики.
Наверное, все-таки стоило бы подумать о рефинансировании задолженности Беларуси перед Россией и о поставках энергоресурсов не по мировым, а по сниженным ценам, сохранив на западной границе дружественное государство. Но, к сожалению, пока конфликтной ситуацией пользуются далеко не самые лучшие друзья России.
Еще одним совпадением, помимо дестабилизирующих внутриполитическую жизнь РБ маршей тунеядцев, стала вдруг начавшаяся одновременно с появлением конфликтной ситуации между Россией и Беларусью, западная кампания по снятию санкций с республики, формально объявленных за удержание «политзаключенных». Практически одномоментно с РБ были сняты почти все санкции, а про «политзаключенных» никто и не вспомнил – Евросоюз вдруг озаботился «конструктивной политикой Беларуси по отношению к российско-украинскому конфликту».
Совершенно очевидно, что и снятие санкций, и марши тунеядцев – ни что иное, как давно уже отработанная технология «цветных революций» с целью достижения разрыва между союзниками. Достаточно сравнить картины с маршей с давно гуляющей графической иллюстрацией влияния западных политтехнологов на внутренние процессы в зарубежных странах.
В этих обстоятельствах нет сомнений, что российским чиновникам следовало бы проявить большую гибкость и дальновидность в отношениях с братским соседом. Разумеется, что белорусский президент в сложнейших условиях между молотом и наковальней вертится, как уж на сковородке: с одной стороны его прессует Россия, с другой – Евросоюз, и сохранить политическую стабильность в стране не прибегая к массовым репрессиям довольно затруднительно. Одновременно с этим Лукашенко очень удачно воспользовался санкционной войной между РФ и ЕС – не признав Крым, Абхазию и Южную Осетию, он приподнял себе имидж в глазах европейских функционеров, а заодно, отказавшись от санкций, нарастил экспорт белорусской продукции в Россию взамен европейской.
Смягчив позицию России по отношению к Беларуси, можно было бы не только удержать Беларусь в дружественном союзе, но и взаимно обогатить экономику двух стран, дав возможность широкого маневра РБ на российском рынке, укрепив собственные позиции. Однако наши чиновники, к сожалению, мыслят прямо противоположным советской практике, образом: тогда политика превалировала над экономикой, сейчас наоборот. Только умелое сочетание политики и экономики в разумных пропорциях даст возможность вновь наладить пошатнувшиеся взаимоотношения с РБ, при умеренном применении в отношении к Лукашенко «кнута и пряника». Пока, к сожалению, в ходу больше кнут, а он до сих пор по самому своему предназначению еще никому не приносил счастья.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/teryaem-belarus.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий