Арктика весьма богата нефтью, газом и другими полезными ископаемыми. В настоящее время здесь добывается десятая часть общемировых объёмов нефти и четвертая часть – природного газа. На российском Крайнем Севере сосредоточено 80 % всей арктической нефти и практически весь газ. Среди других ведущих производителей – Канада, США (Аляска) и Норвегия. Проведённые исследования показывают, что в Арктике находится значительная часть ещё не разведанных мировых запасов нефти. В 2009 г. журнал Science опубликовал исследование природных богатств Арктики. По мнению исследовательской группы подо льдами Арктики залегает около 83 млрд. баррелей нефти (примерно 10 млрд. т), что составляет 13 % от мировых неразведанных запасов. Природного газа в Арктике, по данным ученых, около 1550 трлн. кубометров. При этом большая часть неразведанных запасов нефти залегает вблизи берегов Аляски, а почти все арктические запасы природного газа – у берегов России. В Баренцевом, Печорском и Карском морях не только выявлено более 200 нефте-газо перспективных объектов, но и открыто несколько десятков месторождений. В Арктической зоне сконцентрирована добыча 91 % природного газа и 80 % (от общероссийских разведанных запасов) газа промышленных категорий. В пределах материковой части Арктики располагаются уникальные запасы и прогнозные ресурсы медно-никелевых руд, олова, платиноидов, агрохимических руд, редких металлов и редкоземельных элементов, крупные запасы золота, алмазов, вольфрама, ртути, черных металлов, оптического сырья и поделочных камней. Недра Арктики содержат и дефицитные в России руды: важнейшие месторождения марганца – на Новой Земле, хрома – в Ямало-Ненецком АО и Мурманской области, титана – на Кольском полуострове. На шельфе и арктических архипелагах установлены запасы и прогнозные ресурсы всех категорий россыпного олова, золота, алмазов, марганца, полиметаллов, серебра, флюорита, поделочных камней, различных самоцветов. В арктической зоне сосредоточена большая часть российских запасов золота (40 %), хрома и марганца (90 %), платиновых металлов (47 %), коренных алмазов (100 %), вермикулита (100 %), угля, никеля, сурьмы, кобальта, олова, вольфрама, ртути, апатита (50 %), флогопита (60–90 %). Общие кондиционные прогнозные ресурсы залегающих здесь углей оцениваются как минимум в 780 млрд т, из них 599 млрд. т. – энергетических и более 81 млрд. т. – коксующихся. Здесь же добывается 100 % алмазов, сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, редких и редкоземельных металлов, 98 % платиноидов, 95 % газа, 90 % никеля и кобальта, 60 % меди и нефти. Общая стоимость минерального сырья в недрах арктических районов России, по оценкам, превышает 30 трлн. долларов, причем, две трети этой суммы приходится на долю энергоносителей. А общая стоимость разведанных запасов – 1,5–2 трлн. долларов. Это говорит о низкой степени разведанности, а тем более освоения недр, и не позволяет в полной мере реализовать потенциал макрорегиона. Морская транспортная система, и прежде всего Северный морской путь, занимает особое место в транспортном комплексе Арктической зоны. Через Арктику проходят кратчайшие пути между рынками северо-западной Европы и странами азиатско-тихоокеанского региона. В условиях увеличения транспортной активности в мировой экономике, перспектив развития высокорентабельных транс-континентальных перевозок, роста добычи нефти и газа на континентальном шельфе Арктики, повышения внутренних и внешних транспортных потребностей роль и значение СМП, несомненно, возрастает. При использовании СМП вместо действующих маршрутов через Суэцкий и Панамские каналы путь из порта Роттердам до порта Иокогама сокращается на 34%, до порта Шанхай — на 23%, до порта Ванкувер — на 22%. Северный морской путь является также важнейшей частью инфраструктуры экономического и оборонного комплекса Арктики, связывающей европейскую и дальневосточную части страны (с их меридиональными водными путями) в единую транспортную систему. Развитие ледокольного и транспортного флота, портов и систем обеспечения безопасности мореплавания должно быть направлено на осуществление круглогодичного вывоза углеводородного сырья из месторождений на побережье и шельфе Баренцева, Печорского и Карского морей, регулярных перевозок грузов Норильского горно-металлургического комбината, осуществление транзита по СМП, северного завоза.
Автор: (wolfzerg)
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/arktika-unikalnyy-mineralno-syrevoy-region-s-vysokim-transportnym-potentsialom.html
суббота, 22 сентября 2018 г.
Необоснованность датской арктической заявки
Россия будет отстаивать свои интересы в Арктике, которые столкнулись с интересами Дании в данном регионе. Все дело в том, что Дания представила свою заявку после России, при этом в ряде случаев использовала в ней опубликованные российские научные данные. Россия имеет ряд существенных замечаний по обоснованию заявки Дании на расширение границ шельфа в Арктике, в том числе по использованию российской геологический информации. Ведь российские материалы, собранные для обоснования российской заявки на расширение границ шельфа в Арктике, были открыты для анализа на предмет обоснованности. Так неужели датчане занялись геологическим плагиатом, лишь бы хоть как то уцепиться за лакомый кусок? История с арктическим шельфом тянется уже довольно долго, но изменений, по сути, нет. С 2001 года Москва безуспешно доказывает мировому сообществу, что подводный хребет Ломоносова - продолжение Евразии, то есть вроде бы часть территории Российской Федерации. Доказательства эти год за годом рассматривает (и некоторые успешно отклоняет) Комиссия ООН по границам континентального шельфа. В ее состав входит более двух десятков специалистов, представляющих разные государства. Заседают они по несколько раз в году. Обычно "съезд" экспертов, на котором рассматриваются заявки (и по ним принимается или не принимается какое-либо решение), длится 4-5 дней. В конце 2001 года Москва подала в ооновскую комиссию первую заявку на расширение арктического шельфа. Международные эксперты заявку не одобрили из-за недостаточной доказательной базы. Ту заявку рассмотрели относительно быстро: в июне 2002 г. документ отклонили с указанием на недостаточную детализацию карт рельефа дна и недостаточную обоснованность континентальной природы упомянутых в перечне поднятий и их связи с сибирским шельфом. Для изучения шельфа Северного Ледовитого океана в мае-сентябре 2007 года Россия организовала экспедицию "Арктика-2007". 1 августа ученые достигли Северного полюса, а на следующий день глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" спустились на дно и выполнили океанографические, гидрометеорологические и ледовые исследования, впервые в истории осуществив эксперимент по взятию образцов грунта и флоры с глубины 4261 метр. Итоги экспедиции стали основой позиции России при решении вопроса принадлежности соответствующей части арктического шельфа. Несколько лет спустя, осенью 2014 года, когда возвратился из Арктики научный корабль "Академик Федоров", Москва объявила о завершении работ для формирования заявки в ООН на расширение шельфа. В новой расширенной заявке России в числе прочего было указано на наличие неурегулированных вопросов по поводу делимитации морских пространств с Данией и Канадой. Дело в том, что заявка Дании на шельф к северу от Гренландии, поданная в декабре 2014 года, перекрыла районы, включённые в российскую заявку (приполюсный район и часть хребта Ломоносова). Заявка Канады может касаться поднятия Менделеева. Расширенную заявку России обсуждали в рамках 41-й сессии Комиссии ООН по границам континентального шельфа в августе 2016 года. Позднее, в декабре 2016 года, Москва представила экспертам комиссии дополнительную информацию, обосновывающую заявку. По словам директора Института нефтегазовой геологии и геофизики (ИНГГ СО РАН), академика Михаила Эпова, обновлённая российская заявка, которую рассматривали эксперты ООН в августе 2016 г., весьма доказательна.
Автор: (wolfzerg) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/neobosnovannost-datskoy-arkticheskoy-zayavki.html
Автор: (wolfzerg) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/neobosnovannost-datskoy-arkticheskoy-zayavki.html