Важнейшим событием во внешнеполитической жизни России в прошедшем месяце стала встреча В.Путина с президентом США Д.Трампом, состоявшаяся в Хельсинки 16 июля. В Кремле с ней связывали большие надежды, полагая, что в ходе беседы с глазу на глаз президентам двух стран удастся существенно сблизить позиции по таким ключевым проблемам международной безопасности, как ситуация в Сирии и на Украине, и это будет способствовать снижению напряженности в российско-американских отношениях.
По некоторым признакам казалось, что и более широкие круги американского истеблишмента (а не только президент Д.Трамп) заинтересованы в улучшении двухсторонних отношений. В начале июля Москву посетила группа сенаторов-республиканцев США, которая встретилась со спикером Госдумы В.Володиным, главой МИД РФ С.Лавровым и председателем комитета по международным делам Совета Федерации К.Косачевым. Официально цель этого визита обозначалась как стремление американских законодателей глубже понять российскую позицию по вопросам международной политики и ее мотивацию. Однако после возвращения в Америку сенатор Дж.Кеннеди нелестно отозвался о российских властях.
За два дня до саммита в Хельсинки Минюст США выдвинул обвинения во вмешательстве в американские выборы против 12 сотрудников ГРУ МО России (с указанием их званий и номеров воинских частей). Стало очевидно, что американский истеблишмент по-прежнему выступает категорически против сближения Д.Трампа с В.Путиным, а США с Россией. Однако, как представляется, до самой встречи на высшем уровне российские правящие круги не придавали этим фактам должного внимания, полагая, что В.Путину удастся переломить развитие ситуации в нужном для России направлении.
И действительно, сразу после встречи могло показаться, что она оправдала ожидания российской стороны. Хотя о содержании беседы известно крайне мало, в ходе итоговой пресс-конференции В.Путин полностью переиграл Д.Трампа. Российский президент успешно продемонстрировал, что Д.Трамп зависит от него, выглядит растерянным в его присутствии. Это выглядело явным контрастом самоуверенному, на грани хамства поведению президента США в ходе его июльских встреч с премьер-министром Великобритании Т.Мэй, президентом Франции Э.Макроном и канцлером Германии А.Меркель. Кульминацией же этой пресс-конференции стало фактическое признание Д.Трампом того, что он больше доверяет В.Путину, чем собственным спецслужбам.
Что же касается содержания самой встречи, то в отношении этого вопроса существуют лишь разнообразные предположения. По одной, достаточно широко распространенной версии, значительное место на переговорах было уделено проблематике стратегической безопасности. По другой версии, большое внимание президенты посвятили ситуации в Сирии, в частности, на юге этой страны, где существует опасность приближения иранских отрядов непосредственно к зоне разграничения сирийских и израильских войск на Голанских высотах. При этом В.Путин выразил понимание обеспокоенности США и Израиля угрозой возникновения ирано-израильского вооруженного конфликта в этом регионе.
В данной связи следует отметить, что эта тема была одной из важных в повестке дня российской дипломатии в прошедшем месяце. Она поднималась в ходе встреч В.Путина с премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху во время его краткого визита в Москву, а также с советником президента Ирана по международным вопросам А.А.Велайати. Та же проблематика была центральной и в ходе двух вояжей в Израиль С.Лаврова и его переговоров с руководством этой страны. При этом Москва продемонстрировала понимание опасности ситуации на юге Сирии и сделала ряд конкретных предложений, чтобы иранские отряды не оказались в зоне соприкосновения сирийских и израильских войск. Втягивание в сирийскую войну еще и Израиля, которого, как ведущего ближневосточного союзника поддерживают США, явно не входит в планы России.
По итогам встречи В.Путин и Д.Трамп договорились о создании Экспертного совета, участники которого должны будут выработать что-то вроде философии двухсторонних отношений, а также Совета «капитанов бизнеса» для налаживания отношений в сфере экономики. Впрочем, серьезные аналитики не придали большого внимания этим «итогам», полагая, что для того, чтобы инициативы заработали, требуется кардинальное улучшение политического климата в двухсторонних отношениях и восстановление доверия, как необходимого условия для этого.
Позднее стало известно, что в ходе саммита В.Путин, сославшись на то, что Минские соглашения не работают по вине Украины, предложил Д.Трампу провести референдум в ДНР и ЛНР об их статусе.
На итоговой пресс-конференции В.Путин также предложил Д.Трампу направить в Россию американских следователей, чтобы они могли принять участие в допросах российскими правоохранительными органами 12 офицеров, которых Минюст США обвинил во вмешательстве в выборы. Правда, как отметил В.Путин, эта уступка должна быть взаимной. В обмен на участие в допросе российских офицеров президент РФ попросил Д.Трампа разрешить следователям из России допросить нескольких американских должностных лиц по делу Hermitage Capital, по которому глава этой компании У.Браудер в России заочно приговорен к 9 годам тюрьмы.
Итоги встречи двух президентов в Хельсинки по-разному были восприняты в России и США. В России первые два дня в официальных СМИ царила настоящая эйфория, утверждалось, что две сверхдержавы не только нашли взаимопонимание, но сотрудничают, снова делят мир на сферы влияния.
В США же, включая даже те СМИ, которые симпатизируют Д.Трампу (телеканал Fox News), расценили итоги встречи в Хельсинки, как национальный позор, апогей унижения Америки. Вновь популярность приобрели различные предположения, что у Москвы имеется компромат на Д.Трампа и поэтому В.Путин так легко манипулирует американским президентом. Кстати, эта тема получила распространение и в российском Интернете. При этом сторонники такой интерпретации приводили в качестве аргумента довольно неясный ответ В.Путина на вопрос американского журналиста, есть ли у России компромат на Д.Трампа.
Но главное, конечно же, было не в этих оценках, а в реакции американского истеблишмента на итоги российско-американского саммита, которая, как и следовало ожидать, оказалась негативной. Д.Трампу пришлось не только оправдываться, но и доказывать, что он занимает жесткую позицию по отношению к России. Уже день спустя после саммита Д.Трамп признал факт вмешательства России в президентские выборы в США. А 24 июля он сказал о том, что Россия будет вмешиваться в предстоящие в ноябре нынешнего года выборы в Конгресс, но уже на стороне Демократической партии. «Масла в огонь» добавил демарш российской Генпрокуратуры, обратившейся к американским властям с просьбой допросить по делу Hermitage Capital нескольких высокопоставленных сотрудников спецслужб США, а также экс-посла в России М.Макфола. Возможно, с точки зрения «внутреннего пользования», этот ход и был удачным, поскольку был направлен на то, чтобы вновь подать российским гражданам в привлекательном свете образ В.Путина, продемонстрировать, что он разговаривает с Вашингтоном только с жестких позиций, и только на условиях полного равенства сторон.
С точки же зрения достижения внешнеполитических результатов, этот ход оказался не столь удачным. Он был расценен не только как вмешательство во внутренние дела США, но и как попытка подорвать «Акт Магнитского», который американский истеблишмент рассматривает как фундаментальный закон о правах человека, имеющий глобальное значение. Великобритания, Канада, страны Балтии уже приняли аналогичные акты, ряд западных стран готовится сделать то же самое. Сенат США принял соответствующую резолюцию, запрещающую допросы американских граждан российскими правоохранительными органами. Чтобы не выглядеть на этом фоне в неблагоприятном свете официальный представитель Д.Трампа за несколько часов до принятия этой резолюции также заявил, что президент США против предложения В.Путина.
США отвергли и идею проведения референдума в Донбассе, назвав ее нелегитимной и не соответствующей международному праву. На эту инициативу Государственный департамент ответил «Крымской декларацией», называющей присоединение Крыма аннексией, и провозглашающей, что Соединенные Штаты отвергают ее и «обязуются проводить эту политику до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Украины». Этот документ косвенно обосновывает и отказ от проведения референдума в так называемых отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Спикер Палаты представителей, республиканец П.Райан заявил, что после встречи В.Путина и Д.Трампа он готов поддержать новые санкции против России.
С момента саммита в Хельсинки в Конгрессе был дан ход трем законопроектам, ужесточающим санкционный режим в отношении России.
Первый, внесенный представляющим Флориду сенатором М.Рубио, предполагает ужесточение ограничений для энергетического и банковского секторов РФ в случае нового вмешательства в американские выборы. Причем решение о введении санкций, согласно закону, должен принимать не Д.Трамп, а глава Национальной разведки.
Сенатор от штата Вайоминг Дж.Баррассо внес законопроект о санкциях в отношении «Северного потока – 2», а представляющий Колорадо К.Гарднер предложил закон, обязывающий Госдеп проверить Россию на предмет того, является ли она спонсором международного терроризма. Сенаторы Л.Грэм (республиканец) и Б.Менендес (демократ) объявили, что работают над новым пакетом санкций против России, которые затронут финансовый и энергетический секторы экономики, а также близких к Кремлю «олигархов» и их компании.
Палата представителей также сделала свой санкционный ход. Глава комитета по международным отношениям Палаты представителей, республиканец Э.Ройс раскритиковал Д.Трампа за то, что тот пропустил крайний срок принятия решения по санкциям в отношении России из-за отравления в Солсбери.
В письме конгрессмена в Белый дом подчеркивается, что эти санкции США обязаны применить в соответствии с Актом об уничтожении химического и биологического оружия, принятом в 1991 году. По мнению конгрессмена, отравление в Великобритании экс-полковника ГРУ С.Скрипаля нейропаралитическим агентом «Новичок», который, как считает следствие, был разработан и произведен в России, требует однозначной реакции США в соответствии с законом, устанавливающим крайний срок для принятия решения об «адекватных санкциях», и администрация сорвала этот срок уже более чем на месяц. После получения письма от главы комитета по международным отношениям президент должен был в течение 60 дней объявить, нарушала ли Россия законодательство. Э.Ройс дал Д.Трампу еще две недели на принятие окончательного решения. Если Д.Трамп сочтет, что Россия нарушила закон, то немедленно вступит в силу первый раунд санкций. По словам представителя США в ООН Н.Хейли, Россия и В.Путин никогда не будут друзьями США. Сенаторы-демократы даже требовали вызвать в Конгресс для объяснений переводчицу Д.Трампа М.Гросс, которая принимала участие во встрече президентов с глазу на глаз.
Резюмируя эффект от встречи президентов, некоторые наблюдатели в США и за их пределами отметили, что этот саммит приблизил Д.Трампа к импичменту. Ситуация вокруг президента складывается таким образом, что факт вмешательства в выборы у американских следственных органов, Конгресса и ведущих СМИ не вызывает сомнения. Но пока у спецпрокурора Р.Мюллера и его команды никак не получается доказать, что вмешательство осуществлялось при участии команды Д.Трампа.
Именно в этом контексте следует рассматривать, как полагают российские аналитики, арест в США вскоре после саммита российской гражданки М.Бутиной. По версии ФБР, она была связана «с российским правительством» и фактически играла роль «иностранного агента», официально не регистрируясь в качестве такового, что является преступлением по американским законам. М.Бутина пыталась проникнуть в некоторые американские политические структуры и обзавелась важными знакомствами. Но, главное, что, судя по всему, интересует американских следователей, это возможное участие М.Бутиной в некоторых встречах между представителями команды Д.Трампа и некими россиянами, которые, по версии ФБР, могли быть эмиссарами российских властей. На российское руководство арест М.Бутиной произвел сильное впечатление, и поэтому к попыткам оказать ей помощь подключился российский МИД.
В то же самое время в Москве, судя по всему, продолжают возлагать на Д.Трампа определенные надежды. Так, 27 июля на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в ЮАР, В.Путин, вновь обрушившийся на доллар, как на универсальную резервную валюту, расхвалил американского президента, весьма двусмысленно заметив, что он выполняет свои предвыборные обещания, и пригласил его в Москву, пообещав посетить и Вашингтон, когда там сложатся условия для нормальной работы. Эти заявления были отчасти восприняты врагами Д.Трампа в США с возмущением, отчасти - с сарказмом или иронией. Белый дом фактически сразу ответил, что примет приглашение в Москву, когда оно будет направлено в официальном порядке, что еще больше мобилизовало противников Д.Трампа.
Таким образом, еще одна попытка Кремля с помощью контакта с Д.Трампа добиться улучшения российско-американских отношений, в целом оказалась неудачной. Пока трудно сказать, удастся ли удержать эти отношения на нынешнем уровне или они продолжат движение вниз по наклонной плоскости.
В прошедшем месяце завершился чемпионат мира по футболу. В целом он получил положительные оценки среди многочисленных болельщиков из разных стран, мировых спортивных кругов и международной прессы. В каком-то смысле можно было говорить об улучшении имиджа России в мире. Однако это обстоятельство ни в коей мере не улучшило межгосударственные отношения России с другими государствами мира и их властями. В полной мере сказанное относится и к отношениям России со странами Евросоюза.
Наблюдавшееся в прошедшем месяце продолжение обострения отношений Соединенных Штатов с их союзниками по НАТО и с Европейским Союзом, вопреки ожиданиям российского руководства, не привело к улучшению условий для налаживания диалога и смягчения напряженности между Россией и странами Европы. Ситуация в российско-европейских отношениях, несмотря на частые сообщения об усталости бизнеса стран ЕС от антироссийских санкций, осталась на прежнем уровне.
Так, в итоговом документе саммита НАТО государства альянса призвали Россию вывести войска из Молдовы, Грузии и Украины, признать ответственность за гибель самолета МН 17 в июле 2014 г. в небе над Донбассом, а также подтвердили отказ от развития отношений с РФ. От имени НАТО его генсек Й.Столтенберг пригласил Грузию в альянс (в годы президентства Б.Обамы все подобные разговоры и призывы на официальном уровне были свернуты). В конце месяца Евросоюз ввел санкции против российских компаний, участвовавших в строительстве моста через Керченский пролив. Уже на следующий день после совместного с В.Путиным посещения финала чемпионата мира по футболу в Москве президентом Франции Э.Макроном, эта страна объявила о лишении дипломатического статуса российского торгпредства при посольстве РФ в Париже.
Неожиданностью стало заметное ухудшение отношений России с двумя балканскими государствами, традиционно занимавшими лояльную к РФ позицию – Грецией и Македонией. Афины объявили о высылке двух российских дипломатов и об отказе принять двух новых российских дипломатических сотрудников, мотивируя свое решение обвинениями России в том, что она пыталась помешать достижению соглашения между Грецией и Македонией об изменении названия этой страны, коррумпировать иерархов Элладской православной церкви и некоторые греческие муниципалитеты. Российский МИД назвал эти претензии бездоказательными и поначалу пообещал зеркальные меры, а официальные лица и прокремлевская пресса, по-видимому, не без оснований указывали на то, что Греция пошла на этот шаг под сильным давлением США, отметив заметную роль в этом деле американского посла в Афинах Дж.Пайетта, который ранее возглавлял дипломатическую миссию в Киеве.
Дело в том, что в настоящее время США и их союзники по НАТО и страны ЕС приступили к реализации ранее принятых решений об интеграции государств Балканского полуострова в евроатлантические структуры. В этом процессе важную роль играет урегулирование греко-македонского конфликта (Греция ранее категорически выступала против того, чтобы бывшая югославская республика Македония имела это название). Сейчас задача урегулирования заметно облегчилась в связи с тем, что у власти в обеих странах находятся левые партии - социалисты (Греция) и социал-демократы (Македония), которые негативно относятся к различным проявлениям традиционного балканского национализма. Российское же руководство отчаянно выступает против полной «атлантизации» Балканского полуострова, надеясь сохранить там хотя бы остатки былого влияния.
Возвращаясь к ситуации в российско-греческих отношениях, следует отметить, что, принимая в расчет значимость интересов (в первую очередь политических) России в этой стране, в Москве после некоторых размышлений пришли к выводу о целесообразности замять скандал. Было объявлено, что греческие дипломаты из России высылаться не будут, а визит в Грецию главы МИД РФ С.Лаврова состоится, как и было намечено, в сентябре. Однако Афины оскорбились тоном российского МИДа, квалифицировав слова его представителя М.Захаровой, как неуважительные по отношению к Греции. Позднее международная экспертно-журналистская группа OCCRP сообщила, что известный российский предприниматель греческого происхождения и бывший депутат Госдумы И.Саввиди якобы проплачивал протесты в Македонии против соглашения этой страны с Грецией. Впрочем, дипломатического скандала в отношениях между Москвой и Скопье не последовало.
Неприятным для руководящих кругов РФ стало сообщение о том, что Украина и Нидерланды достигли соглашения, по которому Нидерландам разрешено судить у себя в стране виновных по делу о крушении МН 17. Отбывать наказание они также будут в Нидерландах.
В России связывали определенные надежды на укрепление международного влияния страны и с уже упомянутым ежегодным саммитом БРИКС. Хотя государственная пропаганда расценила его итоги как важный шаг в направлении консолидации БРИКС как нового мирового центра силы, в действительности никаких качественных изменений в этом направлении на саммите не произошло. Ключевое внимание было уделено мировой торговле и борьбе с протекционизмом, то есть теме, которая в нынешней ситуации в наибольшей степени затрагивает ведущую страну БРИКС – Китай.
Аналитики расценили как вызов политике России на постсоветском пространстве действия новых властей Армении, которые арестовали по обвинению в гибели людей при разгоне мирной демонстрации в 2008 г. экс-президента страны Р.Кочаряна и потребовали ареста нынешнего генсека ОДКБ, бывшего начальника Генштаба ВС Армении Ю.Хачатурова. При этом официально Армения обратилась к России с просьбой отозвать Ю.Хачатурова с занимаемого им ныне поста. Становится все более очевидным, что политика правительства Н.Пашиняна входит в противоречие с теми правилами, которые используются в политике постсоветских государств, в том числе среди ближайших союзников России.
Автор: (admin) Администратор
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/novye-nadezhdy-v-rossiyskoy-vneshney-politike-.html