суббота, 4 августа 2018 г.

Конфликты региональных элит на фоне антикоррупционной кампании

Говоря о региональных политических конфликтах, стоит обратить внимание на осложняющуюся ситуацию в Крыму и Севастополе, где федеральному центру не удается создать устойчивую и компетентную власть. Достиг точки кипения конфликт севастопольского губернатора Д.Овсянникова и законодательного собрания, а в нем – команды бывшего спикера А.Чалого. Стороны уже не стесняются оскорблять и унижать друг друга, что говорит само за себя. 
При этом появляются сведения о том, что в Кремле зреет желание сместить неумелого Д.Овсянникова, и что все его прежние покровители в лице команд С.Чемезова и С.Кириенко разочарованы. Утверждают, что сворачивает работу с Д.Овсянниковым пиар-команда «Ростеха». Визит Д.Медведева в город не следует при этом расценивать, как признак доверия Д.Овсянникову – поездка была больше связана с интересами самого премьера, стремящегося лучше понимать происходящее на полуострове. 
Немногим лучше позиции главы Крыма С.Аксенова. Об этом свидетельствовали недавние аресты бывших мэров ключевых городов республики – Симферополя и Ялты. Также налицо проблемы в отношениях властей с крымскими татарами, где не удается найти авторитетных посредников. Так, претендовавший на эту роль вице-спикер парламента Крыма Р.Ильясов ушел со своего поста, оставшись простым депутатом. Он создавал в свое время альтернативное, пророссийское движение крымских татар, но не преуспел. При этом считается, что воспользоваться ослаблением С.Аксенова может второй по влиянию человек в регионе, спикер парламента и крупный бизнесмен В.Константинов, уступивший в 2014 г. С.Аксенову пост главы Крыма. 
Но еще более проблемной точкой остается Северный Кавказ. В связи с ним и не только с ним важно обратить внимание и на новое развертывание антикоррупционной кампании, бьющей по множеству крупных мишеней в разных регионах.  Что касается Северного Кавказа, то здесь продолжали сгущаться тучи над местными элитами, свидетельствуя об ужесточении федеральной политики. В этом процессе поучаствовал и Д.Медведев, который поручил взять на контроль работу с долгами республик за газ и электричество А.Миллеру и главе «Россетей» П.Ливинскому. В частности, центр готов «прощать» долги - в обмен на передачу республиканских сетевых активов.  Наиболее сложная ситуация наблюдалась в традиционно самых проблемных республиках – Дагестане и Карачаево-Черкесии. Причем Карачаево-Черкесия опять становится горячей точкой в связи с разрастанием внутренних конфликтов. Действия силовиков уже привели к отставке министра финансов региона Р.Эльканова  – всего же в отставку ушли вице-премьер Э.Арпатлы (персонаж крымского происхождения с довольно странной биографией) и два министра. Ожидается отставка мэра Черкесска Р.Тамбиева, который как раз хочет перейти в «Россети». У главы региона Р.Темрезова налицо конфликты с «федералами». 
Полагают, что запуск антикоррупционной кампании связан с интересами бывшего главы МВД республики К.Боташева, ныне работающего в центральном аппарате Росгвардии в команде бывшего северо-кавказского полпреда С.Меликова. Сам Р.Темрезов еще и пытается настоять на смещении главы республиканского управления ФНС Х.Нирова, но центр его не поддерживает. Помимо прочего карачаевец Р.Темрезов якобы еще и рассорился с черкесскими кланами и даже подрался, как утверждают, с одним из черкесских лидеров Р.Арашуковым.  В целом считается, что федеральные позиции Р.Темрезова ослабли после того, как Северным Кавказом перестал заниматься А.Хлопонин. Учитывая множество претензий, маловероятно, что Р.Темрезова будут продвигать еще на один срок, но пока еще время до отставки у него есть.  Что касается Дагестана, то здесь важен вопрос о направлениях продолжения антикоррупционной кампании, которая вновь получила поддержку со стороны В.Путина, встретившегося с В.Васильевым. И в центре пристального внимания оказалась уже вся команда бывшего главы Р.Абдулатипова, учитывая, что ее политический вес невелик, и федеральной поддержки нет. В результате весьма крупной «жертвой» стал арестованный в июле первый вице-премьер Р.Алиев, входивший в личную команду Р.Абдулатипова и представлявший клан из его родного Тляратинского района. 
Дагестанские прецеденты интересны тем, что чиновникам предъявляют очень некрупные претензии (что их в определенном смысле «обижает»), но с формальной точки зрения это не имеет значения, и зачистки проводятся очень активно. Прицельным ударом стал также арест племянника бывшего главы Асхабали Абдулатипова, возглавлявшего автохозяйство региональной власти. Одновременно идет и чистка мэрии Махачкалы, где на этот раз был арестован вице-мэр К.Курбанов.  В то же время вне зоны критики федеральных структур находится глава Ингушетии Ю.Евкуров. Фактически Кремль дал ему добро на избрание на новый срок (голосование проходит в парламенте). Нет также явных признаков ослабления позиций Р.Кадырова, о чем появляется немало спекуляций.  Однако интересно, что Северным Кавказом антикоррупционные кампании не заканчиваются. Например, одна из сложных интриг возникает в Челябинской области, где слабеют позиции региональной власти. Главный удар приходится на обособленную команду вице-губернатора Р.Гаттарова, представителя группы «молодогвардейцев» и возможного претендента на губернаторский пост. Атака началась по линии международных мероприятий, которые курирует Р.Гаттаров. Были арестованы первый заместитель главы регионального Минэкономразвития А.Бахаев и глава Агентства международного сотрудничества Челябинской области О.Алейникова – в связи с махинациями при проведении российско-казахстанского форума в 2017 г. Затем появилась информация об аресте сестры вице-губернатора Е.Гаттаровой, совмещающей бизнес и работу муниципальным депутатом в сельском районе. Сообщалось, что фигурантом уголовного дела якобы стал и сам Р.Гаттаров. 
Все это, с одной стороны, радует часть местной элиты, для которой группа Р.Гаттарова была раздражителем. Но с другой стороны, страдает репутация региона, поскольку близится к решению вопрос о переносе саммита ШОС и БРИКС в 2020 г. в соседний Екатеринбург, а это решение лоббируют группа С.Собянина и ее представитель, губернатор Е.Куйвашев.  «Огонь по штабам» ведется и в других регионах, включая те, где ожидаются выборы. Так, в Магаданской области вскоре после прихода С.Носова был арестован первый заместитель губернатора И.Озимок. В Омской области под ударом находится группа бывшего претендента на пост губернатора, депутата Госдумы и бизнесмена А.Голушко, о чем свидетельствовал арест связанного с ним областного депутата С.Калинина. Но и в условно «спокойных» регионах неспокойно – примером стала Курганская область, где арестовали заместителя губернатора по экономике С.Чебыкин. Продолжается и разгребание старых «завалов»: например, по запросу российских властей в Италии может быть арестован бывший новгородский сенатор Д.Кривицкий – ожидается решение суда.  Также ожидается, что продолжится зачистка правительства Кемеровской области, хотя, скорее всего, без «посадок», по крайней мере – до выборов губернатора. Ожидается, что может уйти одна из ключевых фигур из старой команды – первый заместитель губернатора В.Чернов.  На «губернаторском уровне» вновь отмечались признаки кампании против главы Мурманской области М.Ковтун, которую опять попытались скомпрометировать и «привязать» к открытым в регионе уголовным делам. Но похоже, что М.Ковтун, обратившись к своим федеральным покровителям, вновь избежала острых проблем, хотя и все равно считается персоной уходящей.  Наряду с этим интерес представляют зачистки в отдельных силовых структурах – тех, с которыми связаны наибольшие проблемы. В частности, в СКР, как и ожидалось, был арестован глава московского управления А.Дрыманов, одна из влиятельных фигур в ведомстве. Начинается волна чисток в МЧС, поднятая его новым главой Е.Зиничевым (что как раз и ставит под вопрос решение А.Тарасенко о тесном альянсе с В.Пучковым). Уже арестован глава управления по Томской области М.Бегун, идет «работа» по другим региональным руководителям. Наряду с этим интерес вызвал и случай ареста бывшего первого заместителя главы МЧС С.Шлякова, обвиненного в том, что он с «группой товарищей» пытался, притом неясно на каких основаниях, «продать» пост губернатора Ярославской области бывшему региональному чиновнику и сенатору Ю.Удалову. Это, кстати, напоминает и о нынешней нестабильной ситуации в регионе, где постоянно пропрочат возвращение в федеральный центр губернатора Д.Миронова, а на его место претендует глава правительства Д.Степаненко, выходец из Московской области, связанный как раз с группами С.Шойгу и Ю.Чайки.  Наконец, по итогам июля так и остался без решения вопрос о том, кто займет пост полпреда в Приволжском федеральном округе, важный для С.Кириенко. Формально М.Бабич еще не стал послом в Белоруссии, но продавливание этого варианта продолжалось и довольно успешно. В Нижегородской области успехом С.Кириенко станет назначение сенатора от исполнительной власти – им с подачи нового губернатора Г.Никитина или останется В.Лебедев, или станет Е.Люлин. А вот вопрос о полпреде «завис». Лоббирование давней соратницы С.Кириенко Л.Глебовой обернулось появлением немалого количества компрометирующей информации. По всей видимости, решение по полпреду будет носить компромиссный характер, учитывая, что кроме группы С.Кириенко никто не хочет, чтобы полпредом стал ее явный представитель. 




Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/konflikty-regionalnykh-elit-na-fone-antikorruptsionnoy-kampanii.html

Тест для вертикали

События июля стали непростым испытанием для властной вертикали. Наиболее сложные процессы были связаны с обсуждением пенсионной реформы в регионах и формированием позиции региональных элит, а также региональных отделений и представителей «Единой России». В сущности, уже долгое время региональные элиты не сталкивались с подобным вызовом, когда им приходилось либо разъяснять, кто и как это умел, смыслы и последствия крайне непопулярной реформы, либо дистанцироваться от этого процесса, рискуя испортить отношения с центром и с партией. И если на федеральном уровне снижение уровня консолидации элиты не оказалось существенным, благо и само решение было федеральным, то в регионах оно вызвало «разброд и шатания». 
Конкретной проблемой оказалось в этих условиях получение от органов региональной власти отзывов на законопроект о пенсионной реформе. Регионы оказались под прессингом администрации президента и федерального руководства «Единой России», для которых быстрая и положительная реакция регионов стала бы критерием эффективности работы, а промедление воспринималось бы как провал. В то же время и думскому руководству важно было, чтобы региональные законодательные собрания выступили в поддержку реформы. В сущности, всем федеральным игрокам необходимо было вовлечь региональные элиты в кампанию по защите и продвижению реформы, чтобы разделить с ними ответственность, сделать ее коллективной. И в центре, и в регионах резко выросла нервозность, поскольку все пытались просчитывать в текущем режиме позитивные и негативные последствия своего поведения, иные игроки менялись позицию и лавировали.  В конечном итоге результаты тестирования вертикали на прочность оказались противоречивыми. С одной стороны, формальная сторона дела была соблюдена, и большинство регионов направили в центр положительные отзывы. Тем самым требуемая поддержка была обеспечена, что удовлетворило всех федеральных игроков, участвующих в этом процессе. 
С другой стороны, интрига и борьба вокруг и на фоне этих отзывов вскрыла множество проблем. В частности, регионы, где предстоят выборы, сигнализировали, чтобы им разрешили дистанцироваться от реформы, и некоторым неформально это было разрешено. Известен, например, случай Москвы, где городская дума не стала принимать решение, сославшись на то, что депутаты уже разошлись на каникулы. Хотя в других регионах попытки сослаться на «летний фактор» были пресечены Кремлем или губернаторами. Что касается самих отзывов, то не всегда они были получены полностью правильным путем. Известны случаи, когда их направляли спикеры законодательных собраний, не проводя обсуждения в депутатском корпусе. Разумеется, там, где было голосование, оно не было единодушным.  Самая острая проблема связана теперь со снижением внутренней консолидации в «Единой России». В регионах это стало особенно заметным, хотя, как известно, не было полного единства и в думской фракции «Единой России», где голосованием против отличилась Н.Поклонская, а еще ряд депутатов под разными предлогами в голосовании не участвовали (включая депутата от Москвы С.Железняка, лишившегося затем поста заместителя секретаря генерального совета партии, но и в целом с некоторых пор оставшегося не у дел после периода карьерного роста). 
Однако на региональном уровне происходили и куда более неприятные для «Единой России» процессы. Отмечено немало случаев, когда депутаты региональных и муниципальных собраний открыто выступали против реформы, отказывались голосовать в ее поддержку, заявляли о выходе из партии. Некоторые наблюдатели, кстати, оценили этот процесс, как формирование потенциала для создания новой левоцентристской партии власти на базе «недовольных единороссов» или же укрепления старой в лице «Справедливой России» (глава которой С.Миронов как раз занялся очередными «слияниями и поглощениями», намереваясь вернуть в свою структуру партию «Родина» и Российскую партию пенсионеров за справедливость). Однако говорить об этом рано, и подобные предсказания выглядят поспешными. Тем не менее, проблема партийной дисциплины в регионах обострилась в «Единой России» до беспрецедентно высокого уровня, что заставляет партийных боссов думать, закрыть ли им глаза и смириться, либо принимать жесткие меры в отношении «диссидентов». Единой схемы здесь, конечно, выработано не было. Кроме того, «Единой России» пришлось смириться с тем, что многие губернаторы предпочли отмолчаться в отношении пенсионной реформы.  Со своей стороны думское руководство приняло политически грамотное решение о продлении периода обсуждения законопроекта в регионах ко второму чтению. Это позволяет собрать различные инициативы по коррекции и смягчению реформы, а также вовлечь еще ряд регионов, которые по тем или иным причинам дистанцировались от дискуссии. В дальнейшем можно будет ссылаться на то, что все региональные инициативы были приняты к сведению, а некоторые из них, возможно, будут даже использованы для корректировки законопроекта, если в этом центр увидит необходимость.  Тем не менее, общая ситуация для «Единой России» стала заметно ухудшаться. Об этом, конечно, свидетельствует снижение ее рейтингов, что уже ставит под угрозу итоги выборов в ряде проблемных регионов (таких как Иркутская область, Забайкальский край, Бурятия, Архангельская, Ярославская области и др.). Элиты, не интегрированные в партию или не занимающие в ней сильных позиций, быстро принялись искать запасные варианты в лице малых партий, которые чаще стали использоваться в качестве «прикрытия» для тех или иных групп влияния, стремящихся создать свое парламентское представительство. Вырос интерес элит к «Справедливой России» и партиям, которые могут войти в ее состав, т.е. «Родине» и Российской партии пенсионеров за справедливость. В них стали вкладывать больше денег, чаще стали покупать места в списках и целые региональные отделения. На этом фоне растет напряженность между федеральным руководством, стремящимся удержать «Единую Россию» в виде консолидированной структуры и эффективной электоральной машины, и регионами, где интерес к работе в партии стал падать, а местные руководители партийных отделений с работой не справляются и их, вероятно, опять захотят менять осенью.  Как и следовало ожидать, многие оппозиционные игроки включились тем временем в протестную кампанию. В регионы вновь вернулись акции протеста, пусть их массовость и не была большой (из этого еще не следует, что те, кто остался дома, поддерживает реформу, скорее это следствие непривычки или страха в отношении массовых публичных мероприятий). Возникла типичная для России ситуация, когда в одних случаях протестующие дистанцировались от партий, а в других партии, либо профсоюзы играли ключевую роль в организации. Надо заметить, что в целом выросла роль профсоюзного движения, нашедшего прекрасный повод выйти из многолетней спячки и заявить о себе, как о значимой политической силе. Вероятно, многие профсоюзные активисты будут искать теперь и способы борьбы за депутатские мандаты, как через те или иные партии, так и самостоятельно. Разумеется, самое активное участие в протестах, но, конечно, в зависимости от реально располагаемых ресурсов, принимала КПРФ. В отдельных регионах заявили о себе «Справедливая Россия», ЛДПР и «Яблоко». Попытался восстановить свою региональную сеть через проведение митингов и А.Навальный, взявший в союзники незарегистрированную Либертарианскую партию. 
Причем важным и тревожным для власти моментом была координация усилий между оппозиционными партиями, в то время как власть всегда старалась играть на их расколах и противоречиях. С этой точки зрения «пробросы» о возможном объединении КПРФ, «Справедливой России» и ЛДПР, о создании двухпартийной системы и т.п., несмотря на всю свою экзотичность, выглядели не такими уж бессмысленными. И какими бы слабыми не казались оппозиционные партии, потенциал у них стал формироваться вновь. Выльется ли он в электоральные результаты, можно будет предварительно судить по итогам сентябрьских выборов, в первую очередь – в представительные органы власти.  Заслуживает внимания и прецедент острого конфликта между «Единой Россией» и КПРФ в Саратовской области, регионе, который опекает спикер Госдумы В.Володин. Здесь за достаточно жесткую риторику против пенсионной реформы депутата областной думы от КПРФ Н.Бондаренко попытались обвинить в экстремизме, т.е. фактически приравнять оппозиционную риторику к преступлению. Кампания против Н.Бондаренко была прямо санкционирована спикером областной думы И.Кузьминым. Похоже, здесь имел место очередной «эксцесс исполнителя», как это нередко бывало в Саратове, поскольку В.Володин со своей стороны, напротив, заинтересован в конструктивных отношениях с КПРФ. Более того, считается, что центр неформально готов способствовать избранию лидера саратовских коммунистов О.Алимовой в Госдуму по одному из освободившихся округов. Вероятно, по этой причине инцидент все-таки был замят, но все равно остался в истории в качестве, возможно, крайнего примера истерики региональной элиты, боящейся за свои отношения с центром, но действующей при этом весьма топорно. 

Автор: (sholban) Шолбан-оол Советович Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/test-dlya-vertikali.html

Развитие ситуации вокруг пенсионной реформы

Развитие ситуации вокруг пенсионной реформы, которая, судя по всему, станет ключевым фактором, определяющим внутриполитическую динамику в России в ближайшее время, в прошедшем месяце складывалось в целом по неблагоприятному для властей сценарию. И хотя протестные акции в стране не носили массового характера, власти впервые, пожалуй, с 2005 г., со времени попытки монетизации льгот, столкнулись со столь сильным неприятием принятого ими политического решения. И дело здесь не столько в снижении рейтинга президента России. 

Как отмечали некоторые аналитики, начался процесс делегитимации власти в сознании массового путинского электората, помнящего, что В.Путин вошел во власть с обещаниями стабилизировать российскую систему социального обеспечения и повысить уровень жизни, ликвидировать задолженности по выплате пенсий и повысить их размер, что и было сделано им в первые два президентских срока. По этой причине многие россияне, особенно представители рабочих профессий, пенсионеры воспринимали его как своего защитника и покровителя. 

Повышение пенсионного возраста подрывает патерналистскую идеологию, лежащую в основе сложившейся политической модели. Процесс массового разочарования в лидерах страны и в созданных ими социальных порядках может продолжаться длительный период и в какой-то момент способен спровоцировать глубокую дестабилизацию всей системы. 

Что же касается самих протестных акций, то они волной прокатились на протяжении всего месяца, а не ограничились каким-то одним днем. Например, 1 июля протесты против повышения пенсионного возраста прошли сразу более чем в 20 городах страны. А в последнее воскресенье месяца – 29 июля протестные акции состоялись уже в 150 городах страны. Они не были многочисленными – так, крупнейшая акция, состоявшаяся в Москве, собрала до 20 тыс. участников (официальные данные МВД были гораздо ниже – от 6 до 8 тыс. человек). Главная причина немногочисленности состоит в том, что они проходили в разгар сезона отпусков. 

В протестных акциях принимали участие представители различных политических партий, включая КПРФ, ЛДПР, «Справедливую Россию», «Яблоко» и более мелкие организации. Однако в то же время наблюдатели отметили усиливающуюся роль стихийного элемента в протестных выступлениях, нежелание многих их участников становиться под партийные знамена и выступать в качестве сторонников тех или иных партий. Наряду с экономическими лозунгами – отказа от повышения пенсионного возраста – стали все шире выдвигаться и политические лозунги – отставки правительства и даже президента РФ. При этом на фоне снижения популярности власти впервые, и причем сразу вдвое снизился антирейтинг А.Навального. 

В этой обстановке в Кремле, наконец, поняли, что искусственное выведение В.Путина из информационно-политической ситуации вокруг пенсионной реформы было бы большой ошибкой. Поэтому 6 июля пресс-секретарь президента РФ Д.Песков заявил, что В.Путин следит за реакцией людей на пенсионную реформу «по разным каналам». Иными словами, населению намекали, что президент в курсе, и в любую минуту сможет вмешаться и изменить ситуацию в лучшую сторону. С этого момента сместились акценты и в государственной пропаганде пенсионной реформы. Она перестала быть лобовой, пытающейся доказать людям, что повышение пенсионного возраста несет им только разнообразные блага. В «больших» СМИ, особенно печатных, все чаще стала распространяться информация, что вскоре основные положения реформы будут смягчены. 

Одновременно в ведущих печатных и Интернет-СМИ появились сообщения, что в Кремле обеспокоены возможным влиянием недовольства пенсионной реформой на итоги сентябрьских выборов в законодательные собрания регионов. Впрочем, по-видимому, для подобных опасений не было достаточных оснований. Гораздо более серьезной проблемой стала неоднозначная реакция на реформу со стороны региональных политических элит, включая исполнительную власть, депутатов законодательных собраний и функционеров «Единой России» на местах. Появились случаи добровольного выхода и исключения из ЕР некоторых депутатов и функционеров партии. 

Но, несмотря на эти проблемы, Госдума 19 июля в первом чтении приняла законопроект в первоначальной редакции. «За» него голосовали 328 депутатов от ЕР, против 104 депутата от КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России». При этом Государственная дума увеличила срок доработки принятого закона с тем, чтобы максимально учесть пожелания различных групп и организаций. Ситуация вокруг реформы заметно изменилась в сторону неопределенности уже на следующий день, когда В.Путин, встречаясь с волонтерами в Калининграде, отметил, что он тоже против любых вариантов повышения пенсионного возраста, «но без этого не обойтись». «Будем обсуждать», - подчеркнул президент. Это выступление дезориентировало твердых сторонников и пропагандистов реформы и в каком-то смысле обнадежило ее противников. 

Даже в рядах «партии власти» возникло некоторое замешательство. Сторонники «жесткого продавливания» пенсионной реформы, возглавляемые секретарем генерального совета ЕР А.Турчаком, оказались в невыгодном положении. А, напротив, спикер Госдумы В.Володин и его команда, занимавшие более гибкие позиции в отношении принятия закона о повышении пенсионного возраста, как выяснилось, полностью идут в фарватере президентской линии. Некоторые известные думцы-единороссы (Н.Поклонская, С.Железняк) сочли необходимым дистанцироваться от идеи повышения пенсионного возраста. С.Железняк в конечном итоге вынужден был подать в отставку с поста заместителя секретаря Генсовета «Единой России». 

В обстановке усилившейся во второй половине месяца неопределенности в информационное пространство была вброшена тема о якобы готовящемся референдуме о повышении пенсионного возраста. По слухам, вокруг В.Путина сформировались две группы, одна из которых предлагала ограничиться внесением отдельных поправок в первоначальный вариант закона, а другая, возглавляемая С.Кириенко – провести референдум. Эта группа мотивировала свое предложение тем, что избирательная машина в любом случае позволит получить нужный для власти результат, но при этом снизит протестные настроения, разрушит представления, что мнение большинства Кремль опять проигнорировал. По первоначальному плану этой группы предложение о референдуме должна была внести «Партия пенсионеров» в максимально комфортной для власти формулировке. 

Однако этот план так и не был реализован. Полностью контролируемых властью «пенсионеров» опередила КПРФ, которая 23 июля сдала необходимые документы в Центризбирком для проведения референдума. ЦИК обещал рассмотреть их в недельный срок. В.Путин все-таки не рискнул согласиться с проведением референдума, и 27 июля ЦИК отклонил инициативу КПРФ под предлогом ее многочисленных технических недоработок. Компартия обещала внести соответствующие коррективы в документы и вновь подать их на рассмотрение в Центризбирком. Однако это вряд ли уже что-то изменит. В Кремле приняли решение «учесть мнение масс» через доработку реформы в лояльной Общественной палате. Не исключено, что в конечном итоге будет принято решение о смягчении некоторых положений реформы.

В этой связи в экспертных кругах начали распространяться предположения, что это может быть некоторое снижение возраста выхода на пенсию с нынешних 65 и 63 лет или объявление переходного периода для введения нынешних норм. В качестве «смягчающего» фактора может быть преподнесена появившаяся в Госдуме инициатива об уголовной ответственности за увольнение работников предпенсионного возраста.

Впрочем, эти смягчения могут быть компенсированы сокращением или ликвидацией льгот у части нынешних пенсионеров, например, тех, чей возраст по новому закону будет попадать под «предпенсионный» (по платежам ЖКХ, проезду в общественном транспорте, некоторым видам налогов). По крайней мере, такие предложения уже были озвучены в Государственной думе. 

С точки зрения многих аналитиков, старт пенсионной реформы заметно ослабил позиции премьера Д.Медведева и его кабинета. Все чаще стали появляться мнения о том, что после повышения пенсионного возраста, чуть ли не осенью нынешнего года председатель правительства будет вынужден уйти в отставку из-за утвердившегося негативного отношения к нему в обществе. Конечно, прошедший месяц снова продемонстрировал, что глава правительства не обладает субъектностью в разработке ключевых решений. И все же говорить о его неизбежной отставке было бы преждевременно, хотя устойчивость кабинета министров в определенной степени снизилась. 

Примечательно, что в июле В.Путин ликвидировал три президентских совета, созданные в бытность пребывания Д.Медведева на посту главы государства: Экономический совет, Совет по развитию финансового рынка и Совет по модернизации экономики и инновационному развитию. 


Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/razvitie-situatsii-vokrug-pensionnoy-reformy.html

Усиление динамики по различным направлениям внутренней политики

Внутриполитическая динамика в прошедшем месяце сосредоточилась на нескольких направлениях. Наиболее значимым из них было усиление фискального давления, логически вытекавшее из приоритетов правительственной политики, которые были объявлены новым кабмином сразу после утверждения его Госдумой в мае. Любые новации или предложения в рамках этого направления потенциально затрагивали интересы миллионов людей и потому вызывали заметный общественный резонанс. 

Наиболее важным представляется одобрение Госдумой повышения НДС с 18 до 20%, что в будущем году может привести к раскручиванию спирали инфляции. 

В том же ряду следует упомянуть решение правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Северного Кавказа, напрямую затрагивающее проблему финансовой ответственности органов власти на территории СКФО. Очевидно, что федеральные власти не могут мириться с бесконтрольным использованием бюджетных ресурсов элитами северокавказских республик. Эти республики, как известно, являются лидерами по долгам различным федеральным структурам и госкомпаниям. 

Правительственная комиссия решила начать с главных долгов – за газ и электричество. Она предписала республиканским властям полностью оплатить долги «Газпрому» и «Россетям». Этим компаниям поручено осуществлять контроль за исполнением данного решения. В случае его неисполнения «Газпрому» и «Россетям» разрешено забирать за долги различные активы в северокавказских республиках. 
По оценке некоторых аналитиков, данные решения являются частью новой стратегии федерального центра в отношении республик Северного Кавказа, целью которой является устранение региональной «вольницы» местных элит, особенно в части использования общенациональных ресурсов. Якобы такая задача ранее была поставлена и перед новым полпредом в СКФО А.Матовниковым. Правда, по мнению аналитиков, остается пока неясным вопрос, в какой степени эти меры могут затронуть Чечню и ее лидера Р.Кадырова. 

Поскольку поиск новых источников доходов бюджета оставался одной из основных забот российских властей разных уровней, то прошедший месяц ознаменовался появлением новых различных инициатив на этот счет. К числу таких инициатив, безусловно, стоит отнести идею ввести особый налог на личные приусадебные хозяйства (ЛПХ), приравняв их к индивидуальному предпринимательству. Появилась инициатива, разрешающая правительству устанавливать таможенные пошлины на товары, купленные населением в зарубежных Интернет-магазинах.  

Еще одна законодательная инициатива способна стать серьезным социальным раздражителем. Речь идет о поступившем в Госдуму предложении ограничить пенсионеров в возрасте свыше 70 лет правом свободно распоряжаться их недвижимым имуществом. Это предложение мотивировано тем, что, по мнению его авторов, в таком возрасте многие пенсионеры являются недееспособными и потому легко становятся объектами манипуляций со стороны мошенников. Поэтому предлагается создать особые государственные органы, которые проверяли бы пенсионеров на способность принимать самостоятельные решения и «помогали» бы им распоряжаться имуществом. Критики этой инициативы отметили, что она ограничивает права граждан и прямо нарушает Конституцию РФ. 

Нарушением прав собственности может обернуться и предложение министерства обороны внести дополнения в приказ об использовании личного автотранспорта военными в период войны. Новый проект разрешает МО изымать (правда, за плату) для своих нужд личные легковые автомобили граждан, для чего предлагается все легковые автомобили в стране поставить на воинский учет. Хотя министерство обороны поспешило успокоить граждан, что эта мера может коснуться только определенных типов автомобилей, для многих так и осталось непонятным, зачем тогда потребовалась постановка их на воинский учет. 

Растущие риски вынудили ЦБ приостановить смягчение денежной политики. Совет директоров Банка России на заседании 27 июля в третий раз подряд оставил без изменений ключевую ставку - 7,25% годовых. Это стало весьма наглядной демонстрацией того, что сформировавшиеся «структурные ограничители» делают невозможным нормальное развитие. Рост НДС до 20% с 2019 года, другие фискальные «новшества», скачок цен на бензин, все это создает «проинфляционные риски» неизвестного пока масштаба. По прогнозам регулятора, инфляция может разогнаться до 3,5-4% уже к концу этого года и выше 4% - в следующем. Центробанк предупредил, что в текущем году снижения ключевой ставки не предвидится, и возложил надежды на переход к нейтральной денежно-кредитной политике на 2019 год, противореча самому себе. Действительно, трудно ожидать перехода к нейтральной финансовой политике, если в 2019 году ожидается разгон инфляции выше 4% и всплески волатильности на финансовых рынках.

Эта линия дополнялась стремлением к трансформации ситуации на партийно-политическом поле. Так, лидер «Справедливой России» С.Миронов объявил, что осенью россияне увидят «первые результаты работы по созданию мощной укрупненной партии» на базе «Справедливой России». Имеется в виду возможное слияние «Справедливой России», «Родины» и Партии пенсионеров за справедливость. Заместитель главы фракции «Справедливая Россия» М.Емельянов заявил, что идеалом нового этапа в партстроительстве является объединение в одной крупной партии всех левых сил в новую организацию, включая и КПРФ, и ЛДПР, но пока переговоры идут только с малыми партиями. 

Прошла информация, что создание нового партпроекта инициировано властью на фоне протестов по поводу повышения пенсионного возраста из-за того, что электорат отшатнулся от единороссов – единственной думской партии, поддержавшей правительственный проект, и стал неуправляемым. А власти хотят, чтобы протест был канализирован через управляемую из Кремля партию. Есть, однако, и точка зрения, согласно которой политический неудачник С.Миронов просто пользуется этой «модной» идеей для собственных целей. Кризис задел спонсоров партии, которая не имеет достаточного веса в Думе, чтобы лоббировать их интересы, и поэтому лидер СР пытается найти новых спонсоров. Думается, что и спонсорам в условиях кризиса такой вариант может понравиться, чтобы оптимизировать свои расходы на мелкие и маломощные партии. Показательно, что идею объединения всех оппозиционных партий в одну, не обращая внимания на идеологические различия, поддержал и такой опытный политик, как лидер ЛДПР В.Жириновский. Это верное свидетельство того, что «золотые ручейки» партийного бизнеса «обмелели».

В социально-политической сфере власти продолжили действия, направленные на ограничения деятельности не зависимых от правительства организаций. Так, в Госдуме разработали поправки к закону «Об иностранных агентах», наделяющие этим статусом журналистов, работающих в таких СМИ, со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями. Примечательно и навязанное Минкультом решение Думы в области кинопроката. Госдума в первом чтении одобрила закон, запрещающий кинотеатрам показывать старые фильмы без прокатного удостоверения. 

Также 17 июля Госдума в первом чтении приняла закон об уголовном наказании за отказ опровергать лживые сообщения. Если суд постановил источник информации опровергнуть лживое сообщение, а тот отказывается это делать, то он может быть наказан в уголовном порядке. Но есть проблема в том, что российские суды во многих случаях под давлением исполнительной власти признают неудобную властям информацию «лживой». 

В конце месяца сенаторы К.Косачев и О.Морозов выступили с неожиданной инициативой, которую поначалу большинство наблюдателей расценило как попытку юридически создать мягкий вариант «железного занавеса» путем создания препятствий для выезда российских граждан за рубеж. Сенаторы предложили ввести обязательное лицензирование визовых центров путем внесения поправок к закону «О въезде и выезде из Российской Федерации». При этом их авторы исходили из того, что иностранцы могут владеть не более чем 20% акций компаний, обслуживающих эти центры. По мнению Союза туриндустрии, принятие подобного закона грозит закрытием всех визовых центров на территории России и в качестве зеркальной меры - аналогичным закрытием российских визовых центров в зарубежных государствах. Дело в том, что настоящее время ни один из визовых центров, работающих в России, не подходит к такому роду критериев. Закрытие же визовых центров затруднит россиянам выезд за рубеж. 

Однако позднее выяснилось, что К.Косачев и О.Морозов, скорее всего, ставили перед собой не столько политические, сколько финансовые цели. По слухам, они предполагали создать новый ФГУП, который монополизировал бы визовые услуги на рынке. Однако, опять-таки, по слухам, предложив создать правовые условия, которые повлекли бы за собой ликвидацию существующих визовых центров, К.Косачев и О.Морозов наступили на интересы групп, получающих прибыль от работы этих центров, и вызвали недовольство в МИД РФ. Поэтому последовали ответные лоббистские усилия, и в конечном итоге уже 28 июля (случай беспрецедентный!) сенаторы были вынуждены отозвать свою инициативу. Они мотивировали это травлей законопроекта и необходимостью внести в него некоторые важные дополнения. К.Косачев и О.Морозов пообещали осенью вернуться к этой инициативе, улучшив сам законопроект. 

Примечательно, что в идеологическом плане в деятельности государства в прошедшем месяце заметно усилились охранительные начала. Для этого был использован трагический юбилей – 100-летие убийства последнего русского императора Николая II и его семьи. В крестном ходе в Екатеринбурге, организованном РПЦ, приняло участие около 100 тыс. человек. Возможно, таким способом российские власти хотели послать обществу сигнал, что даже в тяжелые годы нужно проявлять смирение, не бунтовать против власти, а поддерживать ее. 

Впрочем, несмотря на все усилия приверженцев Российской империи, симпатий к «красным» в обществе, как показал опрос ВЦИОМа, по-прежнему больше, чем к «белым». При этом, сторонники тех и других оказались в меньшинстве (16% россиян поддержали «красных», 7% – «белых»), большая часть россиян не склонна занимать чью-либо сторону.

Для усиления идеологической обработки личного состава Вооруженных Сил России в прошедшем месяце было воссоздано Военно-политическое управление Министерства обороны. Его первым начальником на правах заместителя министра стал генерал-полковник А.Каргополов, ранее занимавший должность командующего Западным военным округом. 

Наблюдатели обратили внимание и на тот факт, что в июле стало известно об аресте сразу трех человек по обвинению в госизмене. Это ученый из ЦНИИМАШ В.Кудрявцев, обвиненный в передаче НАТО секретных материалов по разработке гипероружия, политолог из Калининграда А.Зимина, занимавшаяся проблематикой «диалога культур» со странами Балтии, ученый из Новочеркасска А.Темирев, который якобы передал через своего вьетнамского аспиранта новейшие технологические секретные разработки Вьетнаму.  

Еще одним направлением внутриполитической динамики стало обострение внутриэлитной борьбы, которое в наибольшей степени, по крайней мере, в публичной сфере, затронуло силовую часть властной элиты. Арест после долгого расследования начальника управления Следственного комитета по Москве А.Дрыманова по обвинению в коррупции породил целую волну слухов о серьезных кадровых изменениях в руководстве силовых структур, которые могут произойти уже в начале осени. В частности, некоторые аналитики предположили, что, поскольку А.Дрыманов входил в окружение главы СКР А.Бастрыкина, то, скорее всего, руководитель Следственного комитета России в ближайшие месяцы будет отправлен в отставку, а возглавляемое им ведомство, как уже неоднократно пророчили ранее, вольется в состав прокуратуры. Впрочем, вскоре появился слух иного содержания, согласно которому на базе СКР якобы будет создан российский аналог американского ФБР, а генпрокурора Ю.Чайку отправят в отставку. 


Впрочем, совершенно очевидно, что ликвидация или реорганизация любого из силовых ведомств неизбежно создаст дисбалансы внутри силового крыла президентской команды. Поэтому, видимо, не случайно появились слухи о том, что кадровые и институциональные перемены затронут все силовые ведомства. В этой связи в политических кругах вновь стали говорить о возможном создании Министерства безопасности, в которое будто бы вольются ФСБ, ФСО и СВР, и которое может возглавить экс-спикер Госдумы и нынешний глава внешней разведки России С.Нарышкин. В июле он был активен в публичной сфере и демонстрировал свое расположение к О.Васильевой, министру просвещения, позиции которой явно не усилились после удаления из Москвы ее покровителя - епископа Тихона (Шевкунова), получившего сан митрополита Псковского и Порховского.

Также актуализировались разговоры о вероятной ликвидации Росгвардии и вхождении ее состава в МВД, новым руководителем которого якобы станет нынешний начальник Росгвардии В.Золотов. Наблюдатели обратили внимание на то, что заметно ослабли позиции руководителя ФСИН Г.Корниенко. Громкие скандалы о пытках в Ярославской и Брянской областях, по-видимому, осуществляют соответствующую информационную подготовку для возможного увольнения генерала с его поста. Идею «реформирования» системы ФСИН начали проговаривать на высоком уровне - за перемены высказались, например, председатель Совета Федерации В.Матвиенко и председатель Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека М.Федотов. 

В.Матвиенко предложила разделить Федеральную службу исполнения наказаний на гражданскую и силовую части. Согласно проекту, подготовленному в Совете Федерации, экономикой, перевоспитанием и ресоциализацией заключенных займется федеральное агентство при Минюсте, а охрана вместе со спецподразделениями ФСИН перейдет к Росгвардии. В этой ситуации глава ФСИН Г.Корниенко, которому в такой схеме места не остается, заметно подставился, включившись в дискуссию и призвав не спешить с реформой и «изучить проблему», т.е. заняв нишу главного препятствия на пути «назревших перемен». Впрочем, существует и другое объяснение скандалов вокруг главы ФСИН: его должность потребовалась одной из конкурирующих силовых групп (считается, что Г.Корниенко поддерживают И.Сечин и Н.Патрушев), которая и воспользовалась соответствующим информационным поводом для достижения своей цели. 

Скандалы с громкими задержаниями затронули и другие силовые ведомства. По обвинениям в мошенничестве в прошедшем месяце были задержаны глава департамента аудита госконтрактов министерства обороны М.Куксин и бывший первый заместитель главы МЧС С.Шляков. Понятно, что их арест был истолкован аналитиками как неблагоприятное изменение обстановки вокруг министра обороны С.Шойгу. На недовольство им может указывать и его замена в амплуа спутника министра иностранных дел С.Лаврова в значимых зарубежных визитах. В июле в важных поездках в Израиль и Германию С.Лаврова сопровождал начальник Генерального штаба РФ В.Герасимов, а не С.Шойгу, на что обратили внимание некоторые зарубежные наблюдатели.
Аналитики объясняют «войну» внутри силового сообщества пониманием неизбежности кадровых перемен в руководстве этих ведомств, что порождает стремление одних ведомств и групп внутри них ослабить или полностью административно и юридически уничтожить возможных конкурентов и занять как можно более выгодные позиции в преддверии изменений. 


По мнению некоторых наблюдателей, к борьбе между силовыми ведомствами (и, возможно не только между ними) имеют отношение и такие громкие дела, как продолжившееся расследование против бывшего топ-менеджера «Интер РАО» К.Цуркан, а также уже упомянутые аресты сотрудников в головном институте «Роскосмоса» в связи с утечкой в страны НАТО секретной информации о создании российской гиперзвуковой ракеты. Правда, пока трудно понять, кто против кого ведет борьбу и каких целей добивается. Странностью отдает дело о госизмене политолога А.Зиминой, члена Клуба друзей Фонда Горчакова, имеющей в этой организации статус «независимого эксперта» по политике стран Балтии в отношении РФ. Она утверждает, что единственной «уликой» против нее, имеющейся у следствия, являются фотографии с ее свадьбы. Является ли это дело просто выпадом в сторону Фонда Горчакова, занимающегося «публичной дипломатией», или имеет какие-то реальные мотивы, неизвестно, но Фонд отреагировал на ее арест, высказав надежду, что речь идет о недоразумении. Ходят также слухи, будто этот арест - симметричный ответ на задержание в США М.Бутиной, однако А.Зимина, если верить прессе, находится в Лефортово с 4 июля, а М.Бутина была арестована 15 июля. 

Среди важных внутриполитических событий месяца следует упомянуть перешедший в активную фазу процесс подготовки губернаторских выборов, особенно в таких ключевых регионах, как Москва и Московская область. В Москве, правда, не оказалось на выборах ни одного либерального политика, несмотря на то, что либеральные политические силы в столице по сравнению с другими городами пользуются значительной поддержкой. В Подмосковье такой кандидат был зарегистрирован. Это один из бывших лидеров Союза правых сил Б.Надеждин. В Москве немного осложнил ситуацию тот факт, что бывший глава строительной компании СУ-155 М.Балакин, которого якобы закулисно поддерживает первый заместитель руководителя президентской администрации С.Кириенко, не был зарегистрирован Мосгоризбиркомом из-за недействительных подписей. Но С.Кириенко, возможно, при поддержке других влиятельных фигур в окружении президента РФ, удалось через Мосгорсуд добиться отмены этого решения. Мосгоризбирком, поначалу обещавший добиваться отмены регистрации М.Балакина в суде более высокой инстанции, в конечном итоге зарегистрировал его.


Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/usilenie-dinamiki-po-razlichnym-napravleniyam-vnutrenney-politiki.html

Новые надежды в российской внешней политике

Важнейшим событием во внешнеполитической жизни России в прошедшем месяце стала встреча В.Путина с президентом США Д.Трампом, состоявшаяся в Хельсинки 16 июля. В Кремле с ней связывали большие надежды, полагая, что в ходе беседы с глазу на глаз президентам двух стран удастся существенно сблизить позиции по таким ключевым проблемам международной безопасности, как ситуация в Сирии и на Украине, и это будет способствовать снижению напряженности в российско-американских отношениях. 

По некоторым признакам казалось, что и более широкие круги американского истеблишмента (а не только президент Д.Трамп) заинтересованы в улучшении двухсторонних отношений. В начале июля Москву посетила группа сенаторов-республиканцев США, которая встретилась со спикером Госдумы В.Володиным, главой МИД РФ С.Лавровым и председателем комитета по международным делам Совета Федерации К.Косачевым. Официально цель этого визита обозначалась как стремление американских законодателей глубже понять российскую позицию по вопросам международной политики и ее мотивацию. Однако после возвращения в Америку сенатор Дж.Кеннеди нелестно отозвался о российских властях.

За два дня до саммита в Хельсинки Минюст США выдвинул обвинения во вмешательстве в американские выборы против 12 сотрудников ГРУ МО России (с указанием их званий и номеров воинских частей). Стало очевидно, что американский истеблишмент по-прежнему выступает категорически против сближения Д.Трампа с В.Путиным, а США с Россией. Однако, как представляется, до самой встречи на высшем уровне российские правящие круги не придавали этим фактам должного внимания, полагая, что В.Путину удастся переломить развитие ситуации в нужном для России направлении.

И действительно, сразу после встречи могло показаться, что она оправдала ожидания российской стороны. Хотя о содержании беседы известно крайне мало, в ходе итоговой пресс-конференции В.Путин полностью переиграл Д.Трампа. Российский президент успешно продемонстрировал, что Д.Трамп зависит от него, выглядит растерянным в его присутствии. Это выглядело явным контрастом самоуверенному, на грани хамства поведению президента США в ходе его июльских встреч с премьер-министром Великобритании Т.Мэй, президентом Франции Э.Макроном и канцлером Германии А.Меркель. Кульминацией же этой пресс-конференции стало фактическое признание Д.Трампом того, что он больше доверяет В.Путину, чем собственным спецслужбам.

Что же касается содержания самой встречи, то в отношении этого вопроса существуют лишь разнообразные предположения. По одной, достаточно широко распространенной версии, значительное место на переговорах было уделено проблематике стратегической безопасности. По другой версии, большое внимание президенты посвятили ситуации в Сирии, в частности, на юге этой страны, где существует опасность приближения иранских отрядов непосредственно к зоне разграничения сирийских и израильских войск на Голанских высотах. При этом В.Путин выразил понимание обеспокоенности США и Израиля угрозой возникновения ирано-израильского вооруженного конфликта в этом регионе. 

В данной связи следует отметить, что эта тема была одной из важных в повестке дня российской дипломатии в прошедшем месяце. Она поднималась в ходе встреч В.Путина с премьер-министром Израиля Б.Нетаньяху во время его краткого визита в Москву, а также с советником президента Ирана по международным вопросам А.А.Велайати. Та же проблематика была центральной и в ходе двух вояжей в Израиль С.Лаврова и его переговоров с руководством этой страны. При этом Москва продемонстрировала понимание опасности ситуации на юге Сирии и сделала ряд конкретных предложений, чтобы иранские отряды не оказались в зоне соприкосновения сирийских и израильских войск. Втягивание в сирийскую войну еще и Израиля, которого, как ведущего ближневосточного союзника поддерживают США, явно не входит в планы России.

По итогам встречи В.Путин и Д.Трамп договорились о создании Экспертного совета, участники которого должны будут выработать что-то вроде философии двухсторонних отношений, а также Совета «капитанов бизнеса» для налаживания отношений в сфере экономики. Впрочем, серьезные аналитики не придали большого внимания этим «итогам», полагая, что для того, чтобы инициативы заработали, требуется кардинальное улучшение политического климата в двухсторонних отношениях и восстановление доверия, как необходимого условия для этого.
Позднее стало известно, что в ходе саммита В.Путин, сославшись на то, что Минские соглашения не работают по вине Украины, предложил Д.Трампу провести референдум в ДНР и ЛНР об их статусе. 
На итоговой пресс-конференции В.Путин также предложил Д.Трампу направить в Россию американских следователей, чтобы они могли принять участие в допросах российскими правоохранительными органами 12 офицеров, которых Минюст США обвинил во вмешательстве в выборы. Правда, как отметил В.Путин, эта уступка должна быть взаимной. В обмен на участие в допросе российских офицеров президент РФ попросил Д.Трампа разрешить следователям из России допросить нескольких американских должностных лиц по делу Hermitage Capital, по которому глава этой компании У.Браудер в России заочно приговорен к 9 годам тюрьмы.
Итоги встречи двух президентов в Хельсинки по-разному были восприняты в России и США. В России первые два дня в официальных СМИ царила настоящая эйфория, утверждалось, что две сверхдержавы не только нашли взаимопонимание, но сотрудничают, снова делят мир на сферы влияния. 
В США же, включая даже те СМИ, которые симпатизируют Д.Трампу (телеканал Fox News), расценили итоги встречи в Хельсинки, как национальный позор, апогей унижения Америки. Вновь популярность приобрели различные предположения, что у Москвы имеется компромат на Д.Трампа и поэтому В.Путин так легко манипулирует американским президентом. Кстати, эта тема получила распространение и в российском Интернете. При этом сторонники такой интерпретации приводили в качестве аргумента довольно неясный ответ В.Путина на вопрос американского журналиста, есть ли у России компромат на Д.Трампа. 
Но главное, конечно же, было не в этих оценках, а в реакции американского истеблишмента на итоги российско-американского саммита, которая, как и следовало ожидать, оказалась негативной. Д.Трампу пришлось не только оправдываться, но и доказывать, что он занимает жесткую позицию по отношению к России. Уже день спустя после саммита Д.Трамп признал факт вмешательства России в президентские выборы в США. А 24 июля он сказал о том, что Россия будет вмешиваться в предстоящие в ноябре нынешнего года выборы в Конгресс, но уже на стороне Демократической партии. «Масла в огонь» добавил демарш российской Генпрокуратуры, обратившейся к американским властям с просьбой допросить по делу Hermitage Capital нескольких высокопоставленных сотрудников спецслужб США, а также экс-посла в России М.Макфола. Возможно, с точки зрения «внутреннего пользования», этот ход и был удачным, поскольку был направлен на то, чтобы вновь подать российским гражданам в привлекательном свете образ В.Путина, продемонстрировать, что он разговаривает с Вашингтоном только с жестких позиций, и только на условиях полного равенства сторон. 

С точки же зрения достижения внешнеполитических результатов, этот ход оказался не столь удачным. Он был расценен не только как вмешательство во внутренние дела США, но и как попытка подорвать «Акт Магнитского», который американский истеблишмент рассматривает как фундаментальный закон о правах человека, имеющий глобальное значение. Великобритания, Канада, страны Балтии уже приняли аналогичные акты, ряд западных стран готовится сделать то же самое. Сенат США принял соответствующую резолюцию, запрещающую допросы американских граждан российскими правоохранительными органами. Чтобы не выглядеть на этом фоне в неблагоприятном свете официальный представитель Д.Трампа за несколько часов до принятия этой резолюции также заявил, что президент США против предложения В.Путина.
США отвергли и идею проведения референдума в Донбассе, назвав ее нелегитимной и не соответствующей международному праву. На эту инициативу Государственный департамент ответил «Крымской декларацией», называющей присоединение Крыма аннексией, и провозглашающей, что Соединенные Штаты отвергают ее и «обязуются проводить эту политику до тех пор, пока не будет восстановлена территориальная целостность Украины». Этот документ косвенно обосновывает и отказ от проведения референдума в так называемых отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Спикер Палаты представителей, республиканец П.Райан заявил, что после встречи В.Путина и Д.Трампа он готов поддержать новые санкции против России. 

С момента саммита в Хельсинки в Конгрессе был дан ход трем законопроектам, ужесточающим санкционный режим в отношении России. 

Первый, внесенный представляющим Флориду сенатором М.Рубио, предполагает ужесточение ограничений для энергетического и банковского секторов РФ в случае нового вмешательства в американские выборы. Причем решение о введении санкций, согласно закону, должен принимать не Д.Трамп, а глава Национальной разведки. 

Сенатор от штата Вайоминг Дж.Баррассо внес законопроект о санкциях в отношении «Северного потока – 2», а представляющий Колорадо К.Гарднер предложил закон, обязывающий Госдеп проверить Россию на предмет того, является ли она спонсором международного терроризма. Сенаторы Л.Грэм (республиканец) и Б.Менендес (демократ) объявили, что работают над новым пакетом санкций против России, которые затронут финансовый и энергетический секторы экономики, а также близких к Кремлю «олигархов» и их компании. 

Палата представителей также сделала свой санкционный ход. Глава комитета по международным отношениям Палаты представителей, республиканец Э.Ройс раскритиковал Д.Трампа за то, что тот пропустил крайний срок принятия решения по санкциям в отношении России из-за отравления в Солсбери. 
В письме конгрессмена в Белый дом подчеркивается, что эти санкции США обязаны применить в соответствии с Актом об уничтожении химического и биологического оружия, принятом в 1991 году. По мнению конгрессмена, отравление в Великобритании экс-полковника ГРУ С.Скрипаля нейропаралитическим агентом «Новичок», который, как считает следствие, был разработан и произведен в России, требует однозначной реакции США в соответствии с законом, устанавливающим крайний срок для принятия решения об «адекватных санкциях», и администрация сорвала этот срок уже более чем на месяц. После получения письма от главы комитета по международным отношениям президент должен был в течение 60 дней объявить, нарушала ли Россия законодательство. Э.Ройс дал Д.Трампу еще две недели на принятие окончательного решения. Если Д.Трамп сочтет, что Россия нарушила закон, то немедленно вступит в силу первый раунд санкций. По словам представителя США в ООН Н.Хейли, Россия и В.Путин никогда не будут друзьями США. Сенаторы-демократы даже требовали вызвать в Конгресс для объяснений переводчицу Д.Трампа М.Гросс, которая принимала участие во встрече президентов с глазу на глаз.

Резюмируя эффект от встречи президентов, некоторые наблюдатели в США и за их пределами отметили, что этот саммит приблизил Д.Трампа к импичменту. Ситуация вокруг президента складывается таким образом, что факт вмешательства в выборы у американских следственных органов, Конгресса и ведущих СМИ не вызывает сомнения. Но пока у спецпрокурора Р.Мюллера и его команды никак не получается доказать, что вмешательство осуществлялось при участии команды Д.Трампа. 

Именно в этом контексте следует рассматривать, как полагают российские аналитики, арест в США вскоре после саммита российской гражданки М.Бутиной. По версии ФБР, она была связана «с российским правительством» и фактически играла роль «иностранного агента», официально не регистрируясь в качестве такового, что является преступлением по американским законам. М.Бутина пыталась проникнуть в некоторые американские политические структуры и обзавелась важными знакомствами. Но, главное, что, судя по всему, интересует американских следователей, это возможное участие М.Бутиной в некоторых встречах между представителями команды Д.Трампа и некими россиянами, которые, по версии ФБР, могли быть эмиссарами российских властей. На российское руководство арест М.Бутиной произвел сильное впечатление, и поэтому к попыткам оказать ей помощь подключился российский МИД. 

В то же самое время в Москве, судя по всему, продолжают возлагать на Д.Трампа определенные надежды. Так, 27 июля на пресс-конференции по итогам саммита БРИКС в ЮАР, В.Путин, вновь обрушившийся на доллар, как на универсальную резервную валюту, расхвалил американского президента, весьма двусмысленно заметив, что он выполняет свои предвыборные обещания, и пригласил его в Москву, пообещав посетить и Вашингтон, когда там сложатся условия для нормальной работы. Эти заявления были отчасти восприняты врагами Д.Трампа в США с возмущением, отчасти - с сарказмом или иронией. Белый дом фактически сразу ответил, что примет приглашение в Москву, когда оно будет направлено в официальном порядке, что еще больше мобилизовало противников Д.Трампа. 
Таким образом, еще одна попытка Кремля с помощью контакта с Д.Трампа добиться улучшения российско-американских отношений, в целом оказалась неудачной. Пока трудно сказать, удастся ли удержать эти отношения на нынешнем уровне или они продолжат движение вниз по наклонной плоскости. 
В прошедшем месяце завершился чемпионат мира по футболу. В целом он получил положительные оценки среди многочисленных болельщиков из разных стран, мировых спортивных кругов и международной прессы. В каком-то смысле можно было говорить об улучшении имиджа России в мире. Однако это обстоятельство ни в коей мере не улучшило межгосударственные отношения России с другими государствами мира и их властями. В полной мере сказанное относится и к отношениям России со странами Евросоюза. 

Наблюдавшееся в прошедшем месяце продолжение обострения отношений Соединенных Штатов с их союзниками по НАТО и с Европейским Союзом, вопреки ожиданиям российского руководства, не привело к улучшению условий для налаживания диалога и смягчения напряженности между Россией и странами Европы. Ситуация в российско-европейских отношениях, несмотря на частые сообщения об усталости бизнеса стран ЕС от антироссийских санкций, осталась на прежнем уровне. 

Так, в итоговом документе саммита НАТО государства альянса призвали Россию вывести войска из Молдовы, Грузии и Украины, признать ответственность за гибель самолета МН 17 в июле 2014 г. в небе над Донбассом, а также подтвердили отказ от развития отношений с РФ. От имени НАТО его генсек Й.Столтенберг пригласил Грузию в альянс (в годы президентства Б.Обамы все подобные разговоры и призывы на официальном уровне были свернуты). В конце месяца Евросоюз ввел санкции против российских компаний, участвовавших в строительстве моста через Керченский пролив. Уже на следующий день после совместного с В.Путиным посещения финала чемпионата мира по футболу в Москве президентом Франции Э.Макроном, эта страна объявила о лишении дипломатического статуса российского торгпредства при посольстве РФ в Париже.

Неожиданностью стало заметное ухудшение отношений России с двумя балканскими государствами, традиционно занимавшими лояльную к РФ позицию – Грецией и Македонией. Афины объявили о высылке двух российских дипломатов и об отказе принять двух новых российских дипломатических сотрудников, мотивируя свое решение обвинениями России в том, что она пыталась помешать достижению соглашения между Грецией и Македонией об изменении названия этой страны, коррумпировать иерархов Элладской православной церкви и некоторые греческие муниципалитеты. Российский МИД назвал эти претензии бездоказательными и поначалу пообещал зеркальные меры, а официальные лица и прокремлевская пресса, по-видимому, не без оснований указывали на то, что Греция пошла на этот шаг под сильным давлением США, отметив заметную роль в этом деле американского посла в Афинах Дж.Пайетта, который ранее возглавлял дипломатическую миссию в Киеве. 

Дело в том, что в настоящее время США и их союзники по НАТО и страны ЕС приступили к реализации ранее принятых решений об интеграции государств Балканского полуострова в евроатлантические структуры. В этом процессе важную роль играет урегулирование греко-македонского конфликта (Греция ранее категорически выступала против того, чтобы бывшая югославская республика Македония имела это название). Сейчас задача урегулирования заметно облегчилась в связи с тем, что у власти в обеих странах находятся левые партии - социалисты (Греция) и социал-демократы (Македония), которые негативно относятся к различным проявлениям традиционного балканского национализма. Российское же руководство отчаянно выступает против полной «атлантизации» Балканского полуострова, надеясь сохранить там хотя бы остатки былого влияния. 

Возвращаясь к ситуации в российско-греческих отношениях, следует отметить, что, принимая в расчет значимость интересов (в первую очередь политических) России в этой стране, в Москве после некоторых размышлений пришли к выводу о целесообразности замять скандал. Было объявлено, что греческие дипломаты из России высылаться не будут, а визит в Грецию главы МИД РФ С.Лаврова состоится, как и было намечено, в сентябре. Однако Афины оскорбились тоном российского МИДа, квалифицировав слова его представителя М.Захаровой, как неуважительные по отношению к Греции. Позднее международная экспертно-журналистская группа OCCRP сообщила, что известный российский предприниматель греческого происхождения и бывший депутат Госдумы И.Саввиди якобы проплачивал протесты в Македонии против соглашения этой страны с Грецией. Впрочем, дипломатического скандала в отношениях между Москвой и Скопье не последовало.
 
Неприятным для руководящих кругов РФ стало сообщение о том, что Украина и Нидерланды достигли соглашения, по которому Нидерландам разрешено судить у себя в стране виновных по делу о крушении МН 17. Отбывать наказание они также будут в Нидерландах.
 
В России связывали определенные надежды на укрепление международного влияния страны и с уже упомянутым ежегодным саммитом БРИКС. Хотя государственная пропаганда расценила его итоги как важный шаг в направлении консолидации БРИКС как нового мирового центра силы, в действительности никаких качественных изменений в этом направлении на саммите не произошло. Ключевое внимание было уделено мировой торговле и борьбе с протекционизмом, то есть теме, которая в нынешней ситуации в наибольшей степени затрагивает ведущую страну БРИКС – Китай. 

Аналитики расценили как вызов политике России на постсоветском пространстве действия новых властей Армении, которые арестовали по обвинению в гибели людей при разгоне мирной демонстрации в 2008 г. экс-президента страны Р.Кочаряна и потребовали ареста нынешнего генсека ОДКБ, бывшего начальника Генштаба ВС Армении Ю.Хачатурова. При этом официально Армения обратилась к России с просьбой отозвать Ю.Хачатурова с занимаемого им ныне поста. Становится все более очевидным, что политика правительства Н.Пашиняна входит в противоречие с теми правилами, которые используются в политике постсоветских государств, в том числе среди ближайших союзников России. 


Автор: (admin) Администратор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/novye-nadezhdy-v-rossiyskoy-vneshney-politike-.html