вторник, 17 июля 2018 г.

Политика Мурманской области в отношении коренных и малочисленных народов российского севера.

В Мурманской области разработан и успешно реализуется Региональный план мероприятий по реализации в 2016-2025 годах Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в Мурманской области.  С 2005 года в Мурманской области были приняты программы, направленные на социально-экономическое и культурное развитие коренного малочисленного народа – саамов: - Региональная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области» на 2006-2008 гг.», утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 24.11.2005 № 443-ПП/14. - Региональная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области» на 2009-2013 гг.», утверждена постановлением Правительства Мурманской области от 07.11.2008 № 529-ПП. - Ведомственная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Мурманской области» на 2012-2016 гг.», утверждена приказом Комитета по взаимодействию с общественными организациями и делам молодежи Мурманской области от 03.09.2012 № 185. Действовала в период 2012-2013 гг. 

С 2014 года в рамках подпрограммы «Укрепление этнокультурного многообразия, гражданского самосознания и патриотизма в Мурманской области» государственной программы Мурманской области «Государственное управление и гражданское общество» на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 № 555-ПП, реализуется задача поддержки и развития общинных форм хозяйствования и самозанятости коренных малочисленных народов Севера Мурманской области, сохранения их культурного наследия, традиций и обычаев, повышение уровня жизни КМНС Мурманской области. Данная задача направлена на содействие социально-экономическому развитию коренных малочисленных народов Севера Мурманской области. Программой предусмотрены средства из областного и федерального бюджетов на улучшение материально – технической базы общин. С 2009 года поддержку в виде субсидий получили общины на общую сумму около 37,5 млн. рублей. На выделенные средства общины приобрели деревянные дома, снегоходы, квадроциклы, автомобили, моторные лодки, электрогенераторы и другое оборудование, необходимое для осуществления традиционной хозяйственной деятельности. Ежегодно представителям коренного народа, работающим в оленеводческих хозяйствах и общинах, предоставляются путевки в санаторно-курортные учреждения. За период с 2009 года оздоровление в санаториях прошли 49 человек.

В целях сохранения саамского языка в Мурманской области издается художественная литература, учебно-методические материалы на саамскую тематику, выпускаются циклы теле- и радиопередач на саамском и русском языках, компакт диски. Реализуются мероприятия, направленные на сохранение традиций и обычаев коренных народов Севера, популяризацию самобытной национальной культуры. Ежегодно проводятся национальные праздники, фестивали, выставки, «круглые столы», семинары, конференции. Основными культурными мероприятиями являются празднование Национального дня саамов - 6 февраля на территориях традиционного проживания коренных народов и ежегодный фестиваль саамской музыки и фестиваль детских и молодежных театрализованных постановок на саамском языке «Моайнас ланнь - Сказочный город», которые проходят в городе Оленегорске. Также представители коренного народа по сложившейся традиции принимают активное участие в организации областного праздника национальных культур «Фестиваль дружбы», Дня саамского слова, Дня коренных народов мира – 9 августа, Мурманского городского краеведческого фестиваля детского творчества «Чахкли», районного Праздника Севера и Дня оленевода, традиционных летних и осенних саамских игр. Ежегодно в рамках Программы делегация коренного малочисленного народа саами принимает участие в Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера», которая проходит в г. Москва. 
С целью защиты прав коренных малочисленных народов Севера Мурманской области приняты следующие нормативные правовые акты:- Закон Мурманской области от 14.01.2003 № 380-01-ЗМО «О северном оленеводстве»; - Закон Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области»; - Закон Мурманской области от 04.12.2003 № 447-01-ЗМО «О перечне труднодоступных и отдаленных местностей и территориях компактного проживания коренного малочисленного народа Севера Российской Федерации в Мурманской области»; - Закон Мурманской области от 29.12.2004 № 580-01-ЗМО «О лекарственном обеспечении населения Мурманской области»; - Закон Мурманской области от 26.10.2007 № 895-01-ЗМО «О ветеранах труда Мурманской области»; - Закон Мурманской области от 30.06.2008 № 984-01-ЗМО «О государственной поддержке коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области, осуществляющих виды традиционной хозяйственной деятельности». 
Учитывая особый статус коренных малочисленных народов Российской Федерации, в целях обеспечения этнокультурного развития представителей КМНС, защиты их исконной среды обитания и традиционного образа жизни в Мурманской области предусмотрены следующие льготы: 1. Преимущественное право на занятие северным оленеводством (статья 5 Закона Мурманской области от 14.01.2003 № 380-01-ЗМО «О северном оленеводстве Мурманской области»). В целях создания для КМНС и этнических общностей льготных условий развития оленеводческой деятельности в Мурманской области осуществляется государственная поддержка северного оленеводства в соответствии с указанным законом. В частности, постановлением Правительства Мурманской области от 03.04.2008 № 154-ПП/6 установлены следующие льготы по арендной плате за земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные под оленьи пастбища: - ставка арендной платы установлена в размере 0,01 от кадастровой стоимости предоставляемого в аренду земельного участка; - внесение арендной платы устанавливается один раз в год не позднее 1 марта года, следующего за оплачиваемым периодом. Наряду с этим государственная поддержка северного оленеводства в Мурманской области осуществляется путем ежегодного предоставления субсидий из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям, занимающимся разведением северных оленей. 2. Право на получение земельных участков, необходимых для выпаса оленей (статья 19 Закона Мурманской области от 31.12.2003 № 462-01-ЗМО «Об основах регулирования земельных отношений в Мурманской области»). 3. Право бесплатной заготовки древесины для собственных нужд предоставлено лицам, относящимся к КМНС и ведущим традиционный образ жизни в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности, исходя из нормативов, установленных Законом Мурманской области от 10.07.2007 № 877-01-ЗМО «О нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд в лесах на территории Мурманской области». Гражданам, проживающим в сельских населенных пунктах, автомобильное и железнодорожное сообщение с которыми отсутствует, норматив заготовки древесины для собственных нужд увеличен на 10 кубических метров дровяной древесины на один отопительный сезон.  В данных населенных пунктах велик процент представителей коренных малочисленных народов Севера. 4. Право на бесплатное получение лекарств по рецепту врача в сельской местности (статья 8 Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 580-01-ЗМО «О лекарственном обеспечении населения Мурманской области»). 5. Присвоение звания «Ветеран труда Мурманской области» саамам, проработавшим в качестве оленеводов, ветеринаров оленеводства, зоотехников оленеводства, рабочих оленеводства, рыбаков, охотников-промысловиков не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, (статья 1 Закона Мурманской области от 26.10.2007 № 895-01-ЗМО «О ветеранах труда Мурманской области»). Ветеранам труда Мурманской области, являющимся пенсионерами, предоставляются следующие меры социальной поддержки: - ежегодная единовременная денежная выплата ко Дню Мурманской области (28 мая); - компенсация в размере 50 процентов расходов на оплату стоимости проезда один раз в два года к месту отдыха и обратно в пределах территории Российской Федерации; - единовременное пособие при переезде на постоянное место жительства за пределы Мурманской области. 6. Правом на получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи обладают граждане из числа представителей коренных малочисленных народов, постоянно проживающие в Мурманской области, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам предоставления льгот и гарантий, установленных им Федеральным законом от 30.04.1999 № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», другими федеральными законами и законами Мурманской области (статья 10.3 Закона Мурманской области от 26.06.2006 № 765-01-ЗМО «О порядке избрания представителей Мурманской областной Думы в квалификационную комиссию при Адвокатской палате Мурманской области и государственной системе бесплатной юридической помощи на территории Мурманской области»). 7. Прием молодежи из числа КМНС и этнических общностей в средние специальные и высшие учебные заведения Мурманской области проводится на льготных условиях, путем установления квот бесплатного обучения и выплаты стипендий за счет средств местных или областного бюджетов (в соответствии со статьей 23 Закона Мурманской области от 14.01.2003 № 380-01-ЗМО «О северном оленеводстве Мурманской области»). Органы исполнительной власти Мурманской области и органы местного самоуправления оказывают содействие молодежи из числа КМНС и этнических общностей в получении необходимого профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования за пределами Мурманской области путем заключения договоров с соответствующими образовательными организациями. 8. Ежегодно Министерством рыбного и сельского хозяйства Мурманской области и Баренцево-Беломорским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству осуществляется распределение квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для представителей КМНС и их общин в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности на основании поданных заявлений. 
Министерством здравоохранения Мурманской области реализуются меры, направленные на повышение качества и уровня жизни коренных малочисленных народов Севера в сфере здравоохранения.В районах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера в Мурманской области из подразделений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, имеются 14 фельдшерско-акушерских пунктов (3 в Ловозерском районе, 2 в Ковдорском, 5 в Кольском, 4 в Терском), 8 врачебных амбулаторий (7 в Кольском районе, 1 - в Ковдорском). С целью оказания первой помощи при травмах и острых заболеваниях в селах Ловозерского и Терского района, не имеющих подразделений медицинских организаций, организованы 3 домовых хозяйства. В целом сеть учреждений, оказывающих первичную медико-санитарную помощь в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера сбалансирована, отвечает потребностям населения Мурманской области и оказывается в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Мурманской области. В целях повышения доступности оказания медицинской помощи жителям отдаленных населенных пунктов Мурманской области в практике медицинских организаций используются выездные и дистанционные формы оказания консультативно-диагностической помощи. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Мурманской области организована работа «Поезда здоровья» (далее - поезд) с использованием транспортных средств и мобильного медицинского оборудования. По утвержденному графику работы поезда врачами-специалистами 2 раза в год выполняется обследование жителей Ковдорского, Ловозерского, Терского, Кандалакшского и Кольского районов.

 

Автор: (AleexGreen) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/politika-murmanskoy-oblasti-v-otnoshenii-korennykh-i-malochislennykh-narodov-rossiyskogo-severa.html

Северный флот за экологическую безопасность!

Строительство после 2021 г. природоохранного флота за 3,1 млрд руб. включено в программу социально-экономического развития Арктики, сообщил министр природных ресурсов и экологии России. Такой флот повысит безопасность морской деятельности и позволит существенно нивелировать возможные экологические риски для морских экосистем. Еще одним способом сокращения экологических рисков является переход на использование судов на сжиженном природном газе (СПГ), или Green Shipping. Сегодня уже начато строительство ледоколов, использующих СПГ в качестве топлива. Первое такое судно - "Полярис" было построено на финской судостроительной верфи "Арктех", принадлежащей ОСК. В свою очередь Минприроды в рамках реализации проектов Арктического совета участвует в создании трех речных танкеров на СПГ для компании "Волготранс". Минприроды также инициировало проект по строительству судов и подготовке безопасных с точки зрения экологии моря маршрутов GSHipping, под который за счет российского взноса в глобальный экологический фонд в размере $10 млн Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) предоставит льготную кредитную линию на 100 млн евро. Кроме того, компания «Адмиралтейские верфи» построит специальное судно для исследований в Арктике. Проект представляет собой ледостойкую самодвижущуюся платформу «Северной полюс». На создание плавучей обсерватории для Росгидромета государство выделит 7 миллиардов рублей. В Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), куда входят «Адмиралтейские верфи», подтвердили, что проект строительства платформы учтен в расписании предприятия на 2018–2020 годы. Согласно одобренной госпрограмме по социально-экономическому развитию Арктики, на строительство платформы планируется потратить 6,967 миллиардов рублей, ее заказчиком выступает Росгидромет. Дрейфующие станции «Северный полюс» используются для изучения морского льда, атмосферы и экологии Арктики, в том числе для обеспечения задач ВМФ, полетов авиации, выпуска прогнозов погоды. Платформа должна помочь ученым следить за природой и экологией Арктики, и сохранить ее природную целостность в будущем.

Автор: (AleexGreen) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/stati/severnyy-flot-za-ekologicheskuyu-bezopasnost-.html

РОССИЙСКО-АЗИАТСКАЯ АРКТИКА

В последние годы проблемы освоения Арктики включаются в орбиту интересов все большего числа держав, в том числе и тех, которые располагаются вне этого региона. Страны Азии не стали исключением – они постепенно вовлекаются в добывающие, логистические и исследовательские проекты, реализуемые в Арктике. Индикатором этого процесса выступает предоставление Китаю, Японии, Индии, Республике Корее и Сингапуру статуса наблюдателей в Арктическом совете в мае 2013 г. В связи с этим у России, чьи моря покрывают большую часть шельфа Арктического бассейна, появляется возможность ускорить освоение полярных территорий в рамках сотрудничества со странами Азии. Для того чтобы определить основные направления этого процесса, необходимо проанализировать основные группы интересов России и стран Азии в регионе, а затем перейти к рассмотрению конкретных приоритетов наших восточных партнеров и прецедентов их деятельности в регионе.

К ключевым интересам России в Арктике, относится, прежде всего, освоение ее ресурсного потенциала, в первую очередь – углеводородных богатств. Однако запуск новых проектов в этой сфере сопряжен с большими расходами и овладением передовыми технологиями, поэтому устойчивое развитие в этой сфере невозможно без тесного взаимодействия с иностранными инвесторами. На фоне начавшегося в 2014 г. кризиса в отношениях России и Запада сотрудничество в Арктике было подорвано: ряд компаний, попавших под санкции, лишились доступа к долгосрочному кредитованию, были приостановлены поставки высокотехнологичного бурового оборудования, реализация многих проектов была поставлена под вопрос: так, из совместного с Роснефтью проекта по геологоразведке в Карском море вышла американская ExxonMobil, в Российской Арктике приостановили деятельность итальянская Eni, норвежская Statoil. Все это заставляет обратить взор на Восток в поисках новых партнеров. Кроме того, в связи с запуском новых месторождений полезных ископаемых в Арктике возникает необходимость поиска потенциальных покупателей, и динамично развивающиеся экономики стран Азии могли бы выступить в этой роли, стать драйверами устойчивого развития региона. Другим приоритетным направлением для России является развитие СМП, который призван стать как коммерческим проектом по транзиту грузов, так и локомотивом развития северных территорий. Наращивание связей с восточными соседями является, по сути, единственным способом реализовать транзитный потенциал СМП. Кроме того, Россия заинтересована в поддержании мира и стабильности в Арктике, а с учетом того, что иные государства арктического бассейна находятся в конфронтации с нашей страной, привлечение азиатских партнеров в регион представляется вполне обоснованным. Также для нашей страны приоритетным является поддержание экологической безопасности в Арктике и ее научное исследование. В свою очередь, можно выделить четыре группы интересов, привлекающих страны Азии в Арктику. Во-первых, практически полное отсутствие месторождений ископаемого топлива у Японии и их ограниченное количество у Китая делают их зависимыми от импорта (в основном, из Ближнего Востока, ЮВА, Австралии). В связи с этим возникает необходимость диверсификации поставок, и Арктика, обладающая 13% мировых неразведанных ресурсов нефти, 30% природного газа и 20% газоконденсата, рассматривается как вариант подобной диверсификации, особенно в долгосрочной перспективе. Во-вторых, во многом экспортоориентированные экономики стран Азии нуждаются в создании альтернативных транспортных артерий, связывающих регион с Европой, и СМП, будучи кратчайшим морским путем на этом направлении, мог бы взять на себя часть грузооборота. В-третьих, климатические процессы в полярных областях определяют глобальные изменения климата, и страны Азии как крайне уязвимые перед подобными изменениями заинтересованы в интенсификации собственных исследований в полярных областях. В-четвертых, рост значимости Арктики в международных отношениях и мировой экономике влечет рост присутствия в регионе азиатских стран, поскольку они стремятся укрепить свое присутствие на международной арене в глобальном масштабе. В свете этого Арктический совет может стать площадкой для продвижения позиции стран Азии по Арктике, хотя такие возможности в рамках Совета весьма ограничены. Теперь обратимся к рассмотрению «арктических» интересов отдельных стран региона и прецедентов их реализации.

Китай

Главная причина заинтересованности Китая в Арктике лежит в сфере освоения ее природных ископаемых: быстро растущей экономике необходимы бесперебойные поставки ресурсов, особенно с учетом отдаленной перспективы их исчерпания в традиционных районах добычи. В январе 2011 г. между «Роснефтью» и китайской CNPC был подписан меморандум о совместной геологоразведке и разработке полезных ископаемых в Арктике. В 2013 г. CNPC приобрела 20% акций проекта «Ямал СПГ» компании «Новатэк», в марте 2016 г. Фонд Шелкового пути приобрел 9,9% акций. В октябре 2013 г. ОАО «Ямал СПГ» и китайская PetroChina подписали базовые условия соглашения по купле-продаже СПГ. Китайские компании также ведут разработку ресурсов в Гренландии (в основном, железной руды). Особую значимость для страны приобретает добыча редкоземельных металлов, которые имеются, например, на Кольском полуострове, Таймыре, севере Якутии. Китай также проявляет интерес к эксплуатации СМП, так его использование, с одной стороны, может существенно сократить стоимость и сроки доставки грузов в сообщении между Восточной Азией, Европой и восточным побережьем Северной Америки, с другой – позволяет преодолеть зависимость от режима Малаккского пролива и нестабильной обстановки в Южно-Китайском море. Китай уже предпринял ряд шагов на данном направлении. Так, интенсифицировалось сотрудничество с Исландией – с целью превращения его в ключевой логистический центр СМП: в 2013 г. Исландия первая из стран Европы подписала с Китаем договор о свободной торговле, реализуются совместные проекты по освоению исландского нефтегазоносного шельфа. В октябре 2014 г. китайский Poly International Holding и АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» подписали соглашение о намерениях для реализации проекта постройки нового глубоководного порта в Архангельске. В августе-сентябре 2013 г. китайское судно YongSheng стало первым иностранным контейнеровозом, прошедшем по СМП. Еще несколько лет назад в Китае бытовали оценки, согласно которым к 2020 г. от 5 до 15% внешнеторгового грузооборота будет проходить через СМП. Однако сейчас наблюдается стагнация перевозок по этому направлению: если в 2013 г. по СМП прошло 71 транзитное судно, то в 2014 – 53, а в 2015 – только 18. Тем не менее, с учетом зависимости от наличия стабильного морского сообщения, увеличение присутствия Китая на трассах СМП вполне возможно. Как уже упоминалось, отражением активизации Китая в регионе стало его принятие в Арктический совет. Однако не следует полагать, что вступление в эту организацию дает стране рычаги для влияния на ситуацию в Арктике. По сути, эта организация представляет собой международный форум в сфере охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития арктических районов. В рамках Совета нет механизмов для вовлечения неарктических государств (имеющих статус наблюдателя) в процесс решения региональных проблем. Вступив в Арктический совет, Китай обязался уважать интересы арктических государств, тем самым в известной степени нивелируя собственную роль. Можно сказать, что в рамках данного органа задачи Китая заключаются в доведении до арктических государств своей позиции по тем или иным вопросам, а также содействие реформированию Совета с тем, чтобы неарктические государства получили больший объем прав в нем. Можно прийти к выводу, что энергетическое, транзитное и дипломатическое направления присутствия Китая в регионе приобретут значимость лишь в долгосрочной перспективе. Однако в настоящий момент страна осуществляет интенсивную научную деятельность широкого профиля в Арктике. С 2003 г. на Шпицбергене функционирует научная станция «Хуанхэ», проводятся регулярные (раз в 2 года) экспедиции на ледоколе «Сюэлун», в настоящий момент готовится к вводу в эксплуатацию второй ледокол. Заметим, что ключевые интересы Китая в регионе в той или иной степени присущи и остальным странам, о которых будет сказано далее, поэтому далее будут выделяться в основном специфические интересы потенциальных игроков в регионе.

Япония

Япония раньше других стран Азии обратилась к изучению процессов, происходящих в Арктике. В 1990 г. она присоединилась к Международному комитету арктических исследований, в стране был создан Центр арктических исследований. Большое внимание уделялось перспективам использования СМП, действовала Японская программа СМП, которая установила, что в случае перехода на СМП японские компании понесут убытки.  В то же время активно изучались экологические проблемы региона, так как потенциальные изменения климата могут изменить циркуляцию вод на севере Тихого океана; функционируют две исследовательские станции на Шпицбергене. Однако политика Японии в Арктике достаточно пассивна (ведь Япония, наращивавшая присутствие в регионе дольше всех, вступила в Арктический совет одновременно с соседями). Тем не менее, «арктическая» активность  Японии существует. Страна, несмотря на первоначальный скепсис к СМП, проявляет заинтересованность в его использовании – ведь маршрут Йокогама – Роттердам по СМП на 43% короче, чем через Суэцкий канал. В апреле 2013 г. был принят новый «Морской генеральный план», который подчеркивает важность принятия практических шагов по СМП. В июле 2014 г. компания Mitsui OSK Lines заявила о проекте организации регулярных перевозок СПГ по СМП к 2018 г. Помимо этого, в связи с использованием СМП возникает ряд перспектив экономического развития отдельных регионов страны. Так, принятая в марте 2014 г. программа регионального развития промышленности Хоккайдо подчеркивает необходимость переоснащения портов префектуры, которые в будущем могут стать отправной точкой восточного плеча СМП. Добавим, что впервые японское судно совершило сквозной проход по СМП (с Кольского полуострова в Китай) в 2011 г. Интересы Японии к СМП могут быть охарактеризованы как аналогичные китайским, однако Японии в большей степени ориентирована на получение доступа и доставку ресурсов Арктики, чем на организацию транзита собственных грузов. Важную роль играет то, что страна является крупнейшим в мире потребителем СПГ, под добычу которого в основном запускаются новые проекты. В 2013 г. японская корпорация JOGMEC получила права на освоение нефтяного месторождения на шельфе Гренландии совместно с американскими Chevron и Shell. Ряд японских организаций (например, Японский центр нефтегазовой энергетики) ведут исследования по разработке энергетических ресурсов Арктики. Тем не менее, больший интерес для Японии представляют совместные проекты на Дальнем Востоке России (например, «Сахалин-2» и «Владивосток СПГ»). Фактически, экономическая деятельность Японии в Арктике приостановлена – как из-за санкционного режима со стороны стран Запада, так и из-за снижения цен на углеводороды. В рамках Арктического совета Япония  в основном вовлечена в вопросы климатических исследований. Таким образом, имеется большой потенциал сотрудничества России и стран Азии в деле освоения Арктики, который основан на совпадении ряда интересов. Тем не менее, прецеденты реализации этих интересов на современном этапе носят единичный характер, но с учетом нарастания нестабильности в МО и исчерпания углеводородов в будущем взаимодействие с азиатскими державами в Арктике может приобрести качественно иные масштабы. Интересы стран Азии в регионе характеризуются относительной общностью (диверсификация поставок ресурсов, использование трасс СМП, полярные исследования, вовлеченность в деятельность Арктического совета), однако представляется, что Китай и Япония будут задавать тон в процессе продвижения Азии в Арктику, а РК и Сингапур более заинтересованы в обслуживании потребностей азиатских гигантов и России в рамках строительства необходимой инфраструктуры и обеспечения логистических процессов. Интересы Индии стоят особняком, так как они во многом основаны на соперничестве с Китаем.

Автор: (AleexGreen) Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-mire/rossiysko-aziatskaya-arktika.html