воскресенье, 25 февраля 2018 г.

Сирийский поход и опыт применения авианосца ВМФ РФ в Сирии

Известие о том, что российская корабельная авианосная группа (КАГ) во главе с разменявшим четверть века авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» в октябре 2016 года направилась в Средиземное море для участия в уничтожении ИГИЛ на территории Сирии, вызвало шквал эмоций. В основном, конечно же, преобладали насмешливые нотки – дескать, это больше политический ход, старый ржавый каракат ни на то не способен, кроме как поставить черную дымзавесу над всей старой доброй Англией из своих изношенных котлов, а Москва пытается продемонстрировать, что у нее есть еще хоть какие-то силы для демонстрации своего присутствия в Мировом океане.

Вообще,  в западных СМИ была развернута информационная кампания негативного характера, которая достигла своего апогея при прохождении кораблями КАГ проливной зоны. Наиболее злобный характер имели публикации в СМИ Великобритании, которые пугали обывателей «окружением британских островов кораблями российских Северного и Черноморского флотов», а также Третьей мировой войной. В СМИ выкладывались недостоверные данные о якобы имевшем место сбросе мусора, но при этом фото машины для очистки палубы опубликовано старое, а сама машина весь поход находилась в ангаре. Имевшее место «дымление» было значительно меньше, чем на опубликованных снимках, которые датируются не позже 2009 года и были сделаны на рейде г. Североморска, хотя в проливе Ла-Манш съемку производил вертолет телекомпании ВВС. 


Особенно усердствовали в злопыхательстве украинские полуживотные. Беснующееся стадо  незалежных дегенератов заранее ликовало, предвкушая полный провал российской группировки, и упоенно извращалось в своих таких же дегенеративных СМИ по поводу будущих неудач, потерь, поломок и унижений со стороны западной коалиции, которая просто-напросто не пустит русских к району проведения операции.

Однако на деле все оказалось куда неприятнее для западных экспертов и военно-политического руководства.  Да, были и неудачи, были и потери самолетов в результате аварий, однако боевая эффективность КАГ оказалась неожиданно высокой, в отличие от действовавших в том же районе французской авианосной ударной группы с авианосцем «Шарль де Голль» и американской АУГ во главе с «Дуайтом Эйзенхауэром».


Организационно самолеты МиГ-29 с тавкр «Адмирал Кузнецов» применялись для поражения назначенных целей в радиусе до 300 км от корабля, находящихся в районе таких н.п. как Идлиб, Алеппо, Пальмира, исходя из тактического радиуса самолетов МиГ-29.  Для поражения удаленных целей, находящихся в районе г. Дамаск, Дейр-Эз-Зор, в радиусе более 300 км от тавкр «Адмирал Кузнецов» и аэродрома Хмеймим использовались самолеты Су-33. 

Способ ведения боевых действий авиации в районе выполнения задач – последовательные одиночные удары по заранее заданным и вновь выявленным объектам противника из положения дежурства на авианесущем крейсере, аэродроме и в воздухе.

Всего за период с 08 ноября по 03 января 2017 года корабельной истребительной авиацией КАГ выполнено - 450 боевых вылетов, из них:

на выполнение задач ПВО – 29 вылетов;
на поражение наземных объектов – 421 вылет, из них;
на самолетах Су-33 – 387 с/в (из них 139 ночью).
с тавкр «Адмирал Кузнецов» – 79 с/в. 
с аэродрома Хмеймим –308 с/в.
на самолетах МиГ-29к, куб – 63 с/в (все с тавкр).

В период работы комиссии службы БзП  авиации ВС РФ по расследованию ЧП с самолетом Су-33 с 03.12.2016г. по 10.12.2016г. вылеты с корабля не выполнялись;

Полеты на боевое применение осуществлялись самолетами Су-33 с аэродрома Хмеймим в период с 12.11.2016 г. по 02.01.2017 г. и самолетами МиГ-29к/куб с тавкр «Адмирал Кузнецов» в период с 13.12.2016 г. по 02.01.2017 г. (в связи с аварией самолета МиГ-29к выполнение полетов самолетами МиГ-29к/куб было приостановлено до 15.12.2016 г. на период работы комиссии СБП ВС РФ).

Количество суток возможного боевого применения авиации КАГ СФ исключая дни: 
- пополнения запасов на начальном этапе нахождения в районе - 9 дней;
- неблагоприятных ГМУ - 7 дней;
- запретов на использование самолетов МиГ-29к/куб - 17 дней;
- запретов на использование самолетов Су-33 - 6 дней;
-снижения интенсивности боевых вылетов после заключения перемирия - 9 дней;
- проведения тренировок по встрече должностных лиц МО РФ, САР- 8 дней 

составило:

- для самолетов Су-33 – 51 сутки; 
- для самолетов МиГ-29к/куб – 15 дней. 

С учетом статистики по выполненным боевым вылетам, коэффициент боевого применения авиации КАГ СФ за период выполнения боевых задач в районе составил: для самолетов Су-33 – 0,63, для самолетов МиГ-29к/куб – 0,5.

За период выполнения задач КАГ в Средиземном море корабельной истребительной авиацией поражено - 1398 наземных целей, из них: 
- скоплений НВФ - 973;
- складов боеприпасов НВФ – 94; 
- пунктов управления НВФ – 40;
- командных пунктов НВФ – 98; 
- опорных пунктов НВФ –105; 
- танков – 9;
- нефтеперерабатывающих заводов НВФ – 18; 
- реактивных систем залпового огня – 2; 
- радиовышек – 6; 
- штабов НВФ – 6; 
- зенитная установка – 3;
- заводов боеприпасов - 4;
- автозаправочных станций – 7;
- пикапов – 9; 
- колонн автомобильной техники – 8;
- мастерская – 2; 
- фортификационное сооружение – 2; 
- артиллерийских позиций – 4; 
- мост - 2; 
- орудие - 6.

Расход авиационных бомб составил - 1412 шт: 
- ОФАБ-100-120 -263 ед.; 
- ФАБ-500М-62- 500 ед.;
- ОФАБ-250-270-521 ед.;
- БЕТАБ-500-54 ед.;
- РБК-500СПБЭ-8 ед.;
- ФАБ-500М-54-96 ед.;
- ФАБ-500ТС-8 ед.; 
-  ФАБ-500Т-32 ед.
  
Из них применено с тавкр:
 - ОФАБ-250-270- 232 ед.;
- БЕТАБ-500- 28 ед.;
- ФАБ-500М-54-30 ед.;
-  ФАБ-500Т-18 ед.

Объективный контроль точности бомбометания обеспечивался по двум направлениям:
а) с применением БЛА;
б) по данным подразделений В(С) на земле (РГ и пр.).

При этом анализ результатов контроля ударов показал высокую эффективность применения корабельной истребительной авиации:
- уничтожено 94 % заявленных целей;
- поражено 6 % целей.

Корабельная авиация за данный период поразила 33 % наземных целей от общего количества пораженных группировкой войск (сил) в САР.

Столь высокая точность при низком расходе боеприпасов была достигнута применением подсистемы СВП-24-33 «Гефест», которая в сочетании с ЦУ от КРУС «Стрелец» позволяет класть неуправляемые авиационные бомбы точно в очко каждому бомжахеду с высоты 5-7 км. Суть в том, в отличие от чрезвычайно дорогостоящих «умных» боеприпасов, СВП-24-33 позволяет даже гирю уложить с этих высот в пятно диаметром около 1 м. Конечно, при этом предъявляются строгие требования к качеству изготовления  самих неуправляемых авиабомб, так как их аэродинамические характеристики вместе с информацией о параметрах движения самолета, гидрометеорологии и топографии учитываются программным обеспечением подсистемы.


Любопытно, что именно в Сирии выявилась интересная возможность использования подсистемы «Гефест» для дистанционного управления применением боевых средств. 

Если упрощенно, представим себе Су-33, решающий задачи, допустим, ПВО или сопровождения в Сирии. А где-то в сотнях километров от него в небо поднимается Ан-2 типа «кукурузник» с привешенной к нему одной ОФАБ-100-120 и с задачей вломить ее в какой-нибудь бомжахедский блиндаж. Если имеется канал обмена данными, то «Гефест» на Су-33 точно рассчитает момент сброса бомбы с кукурузника на заявленную цель и выдаст команду на сброс.

Дешево, сердито и чрезвычайно эффективно.

Надо отметить, что в этом походе отрабатывались не только задачи нанесения ударов по бандгруппировкам, но и все сопутствующие, от ПВО до противолодочной и продиверсионной обороны. Например, были обнаружены и вытеснены из района 6 иностранных подводных лодок, из которых две были атомными. Кроме того, из надводных кораблей был сформирован так называемый ОКОП – отряд кораблей огневой поддержки для прикрытия огнем авиабазы Хмеймим и действий войск на приморских направлениях.

Конечно, следует отметить и действия коалиции, у которой там было две авианосных группы – американской и французской. Однако, как оказалось, эти две кучи железа работали довольно вяло и не особо напрягаясь, что лшний раз выдает их больше демонстрационных характер, нежели боевой.

Так, что касается французов, то в состав действующего авиакрыла авма «Шарль де Голль» входило: 26 многоцелевых истребителей «Рафаль-М» F.3 (11 шафл и 12 иафл), 02 самолета ДРЛОиУ E-2C «Хокай» (4 афл ДРЛО) и 10 противолодочных вертолетов. 

АМГ (авианосная многоцелевая группа) Франции действовала по плану боевого похода ВМС Франции "Арроманш-3" в восточной части Средиземного моря, южнее о. Кипр) В целом в нее вошли авма "Шарль де Голль" в составе (эм "Кассард", эм УРО "Шевалье Поль", эм УРО "Жан де Вьен", утрс "Марн" ВМС Франции, фр УРО "Аугсбург" ВМС Германии, эм УРО "Росс" ВМС США).

Целью похода являлось участие АМГ Франции в борьбе с террористической группировкой "Исламское государство" на территории Сирии и Ирака в рамках национальной операции ВС Франции "Шамал" (операция проводится с сентября 2014 года). Палубная авиация с борта авианосца привлекалась к ведению воздушной разведки и нанесению ракетно-бомбовых ударов по объектам группировки ИГИЛ на территории Сирии и Ирака, в рамках операции ВС США и коалиционных сил «Инхерент Ризолв», а также для выполнения задач разведки и контроля морской обстановки.


С 01 октября по 09 декабря 2016г. палубной авиацией с борта авма «Шарль де Голль» совершено около 150 самолетовылетов, из них около 115 ударной авиацией (многоцелевыми истребителями «Рафаль-М») – для нанесения ударов по объектам террористов, 35 – самолетами ДРЛО и У. Среднее количество самолетовылетов в сутки составило 2-3. Максимально отмеченное за этот период 10-11 самолетовылетов (26-27 ноября 2016 года- поддержка коалиционных сил в районе г. Мосул). Коэффициент боевого напряжения палубных ударных самолетов составил менее 0,1. 

Исходя из действующего состава авиакрыла (меньше типового на 30%), а также коэффициента боевого напряжения (0,1) ударных самолетов палубной авиации авма «Шарль де Голль», можно сделать вывод о том, что боевая служба АМГ ВМС Франции в большей степени носила политический и демонстрационный характер и не спланирована, как полноценная военная операция.

Американская АУГ (авма «Д.Эйзенхауэр», на борту  3 АвКр в составе ишэ – 4 (F/A/Е «Хорнет», «Супер Хорнет») – 46 ед.,   самолетов РЭБ (Е/А-18 «Гроулер») - 5 ед., самолетов ДРЛО и У (Е-2С «Хокай») - 4 ед., транспортных самолетов (С-2А «Грэйхаунд») – 2 ед., вертолетов боевого обеспечения, огневой поддержки (СН-60С «Найт Хок») - 8 ед., противолодочных вертолетов (МН-60R «Си Хок») - 11 ед., кр УРО «Сан-Джасинто», эм УРО «Рузвельт», эм УРО «Нитце», эм УРО «Мэйсон» (временной основе), утрс КМП США «Арктик», оценочно до одной пла, совершила переход Суэцким каналом из зоны ответственности ОЦК в восточную часть Средиземного моря  и заняла район маневрирования западнее района деятельности АМГ Франции, 65-85 миль юго-западнее о Кипр.


Лень американцев превзошла даже французскую. За все время, пока наша авианосная группа работала по террористам, АУГ США совершила:

истребителями «Хорнет/Супер Хорнет» – 30 вылетов;
самолетами ДРЛО и У Е-2С «Хокай»- 2 вылета;
самолетами транспортной авиации С-2А «Грэйхаунд» - 1 вылет;
самолетами РЭБ Е/А-18 «Гроулер» - 04 вылета;
вертолеты «Си Хок» с утрс «Арктик» - 02 вылета.

При этом полеты ударной авиации США совершались группами по 2-3 самолета в среднем раз в три дня. О коэффициенте боевого напряжения даже говорить не приходится. 

Наверное, именно из-за фатальной лени и самоуверенности американцы полностью пренебрегли любыми видами обороны и даже контрольным поиском подводных лодок, что позволило, как в старые добрые времена, отработать вариант уничтожения АУГ ВМС США нашими подводными  крейсерами с крылатыми ракетами. Поначалу наш «убийца авианосцев» 949 проекта лишь попробовал примоститься на рубеже пуска ракетного оружия, однако, убедившись в полной безнаказанности и откровенной халатности командования АУГ США, принялся самозабвенно раз за разом усложнять отрабатываемые элементы. 

Лодка около 10 раз выходила на позицию пуска ракет, но вскоре баранизм американцев привел к тому, что это надоело, и было решено поработать и над торпедными атаками. Приблизившись к боевому ордеру АУГ США, лодка принялась раз за разом отрабатывать варианты стрельбы торпедами по каждому из кораблей ордера и по всем сразу, всплывать под перископ на дистанции прямой видимости и уточняться визуально. Наверное, дело бы дошло в итоге до отработки стрельбы из командирского пистолета по авианосцу, но в конце ограничились множественными селфи на фоне американских громад, в очередной раз подтвердив свой принцип о существовании лишь двух типов кораблей – подводных лодок и их целей.



Здоровенный российский подводный «батон» на расстоянии плевка от сердца АУГ так и не был замечен, хотя надо было бы лишь поднять глаза, не говоря уже о технических средствах обнаружения и противолодочной авиации. Итогом, в случае боестолкновения, могло бы быть гарантированное уничтожение не одной, а сразу двух американских авианосных ударных групп - этой же лодке попалась и АУГ во главе с авианосцем "Гарри Трумэн", следовавшая в Красное море. И - никаких отличий в плане освещения подводной обстановки от АУГ "Эйзенхауэр" - та же вопиющая халатность и полная потеря контроля за ближней зоной.

В целом же наша авианосная группа поработала в Сирии так, что военным специалистам и экспертам в области применения морских вооружений есть над чем долго и мучительно поразмыслить. Не зря так резко пропали все до этого многочисленные визги в иностранных СМИ относительно неэффективности наших сил – оказалось, что «ржавые русские корыта» работают намного результативнее, нежели расхваленные НАТОвские и американские плавучие казармы. 

А самое главное – что был получен значительный опыт боевого применения наших авианосных сил, определены перспективы модернизации и новых разработок технических средств и вооружения, а также освоены способы их использования. При меньшем наряде сил Россия оказалась способна в разы эффективнее решать задачи противодействия терроризму, чем раздутые пузыри военщины наших вероятных партнеров.


Автор: (admin) Редактор Полный текст статьи: http://operline.ru/content/tekhnologii/siriyskiy-pokhod-i-opyt-primeneniya-avianostsa-vmf-rf-v-sirii.html