Натовские генералы много лет кричали о «милитаризации Калининграда», а сами тем временем подтянули бронетанковую дивизию США в сопредельные воеводства Польши. Примерно за полгода до наших учений «Запад-2017» в Литве и Польше публику в который раз стали пугать мифами о «милитаризации Калининградской области». Министр обороны Польши Антоний Мацеревич с начала года не раз выражал опасения по поводу отправки в район Калининграда военных кораблей, уверяя, что это меняет баланс сил в регионе. Шквал упреков вызвало решение Москвы развернуть в области ракеты «Искандер».
В представленном в этом году официальном отчете об угрозах национальной безопасности Литвы говорилось, что Россия стремится доминировать в регионе и укрепляет военные группировки. Президент Литвы Даля Грибаускайте пугала своих союзников по ЕС тем, что ракеты из-под Калининграда «могут достигнуть и Лиссабона». Именно на фоне истерии по поводу учений «Запад-2017», отмечали в Минобороны России, в Польше развернулась 2-я бронетанковая бригада США. Там же и в республиках Прибалтики остается военная техника 3-й американской танковой бригады, а это 87 танков Abrams, тяжелые самоходные гаубицы M109 Paladin, 144 БМП «Бредли» и еще около сотни единиц машин. Такие данные приводил официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков.
«Вопреки заявлениям НАТО и США о «незначительности» стягиваемых к российским границам войск, де-факто уже развернута не бригада, а механизированная дивизия ВС США, куда за два часа можно перебросить личный состав с ближайшей американской базы в Европе (Рамштайн, ФРГ)», - говорил Конашенков, который называл «истерию прибалтов и поляков о «русской угрозе» мошеннически отыгранной информационной завесой операции Пентагона. На самом деле российские силы в регионе до сих пор в разы, если не на порядок уступают по численности и боевым возможностям тем, что находились здесь еще в начале 1990-х годов. Так, в 1991 году в составе Балтфлота было 32 подводных лодки, а сейчас их осталось только две. Также количество боевых самолетов сократилось на порядок. В 1990-х была расформирована 11-я гвардейская армия численностью 90 тыс. человек. К 2010 году численность сухопутных войск Калининградского оборонительного района составляла всего лишь 10,5 тыс. военнослужащих, плюс 1,1 тыс. - из состава морской пехоты.
В 2008 году Россия вывела из области практически весь танковый состав - почти 900 единиц. Тогда наблюдатели отмечали, что этот шаг демонстрирует отсутствие у Москвы агрессивных планов в отношении стран-соседей. По данным источника на Балтфлоте, в самом начале 2000-х соотношение сосредоточенных под Калининградом российских сил к силам НАТО вокруг области составляло 1 к 21 в пользу НАТО. В середине 2000-х это соотношение стало 1 к 32 и в последующие годы еще более увеличивалось. Все это время в НАТО, в Польше и странах Прибалтики лицемерно продолжали заявлять о «милитаризации Калининграда».
При этом зачастую сокращения вооружений - при всей их возможной необходимости - проводились бездумно, а их процедура диктовалась узковедомственными интересами. Напомним, что в начале нулевых организационно-штатные мероприятия (ОШМ, то есть сокращения) происходили каждые четыре-шесть месяцев, и каждый раз личный состав «откусывался знатно». Однажды на военном совете БФ решали, списывать ли в утиль корабль «Пассат», который к тому сроку вместо положенных ему 25 лет отходил все 27, но зато неплохо выглядит. В итоге решили продлить ему эксплуатацию еще на год, хотя было ясно, что через год его все равно пустят на металлолом.
А вместо него было принято решение распустить равный по численности экипажу «Пассата» личный состав других частей. В частности, сократили эскадрилью Су-24 на аэродроме Черняховск - в 4-м Гвардейском Краснознаменном Новгородско-Клайпедском Отдельном штурмовом авиаполку. Это было сделано потому, что в военном совете преобладали моряки, которые хотели любой ценой и хоть на короткий срок оставить в составе флота корабли, даже в ущерб боевым возможностям флота. В итоге флот остался без имеющих важнейшее значение ударных самолетов, которые могли бы служить до сих пор (остаток ресурса у них составлял 20 лет), а «Пассат» все равно вскоре списали».
Недальновидностью флотского командования объясняется и расформирование 11-й Гвардейской армии. Она тоже в 1990-е попала в подчинение командования Балтфлота и стала называться «Сухопутные и береговые войска БФ» - и именно ее и сокращали в первую очередь ради сохранения корабельного состава. И вот, похоже, военно-политическое руководство страны всерьез задумалось об увеличении боеспособности войск, расположенных в Калининградской области. Регулярно идут сообщения о поступлении новых самолетов в морскую авиацию Балтийского флота. Кроме того, на прошлой неделе стало известно о планах Минобороны еще более усилить воздушную составляющую БФ - за счет создания двух новых авиационных полков. Правда, эти данные пока неофициальные. Полки могут разместиться на аэродроме Чкаловск после его реконструкции и в Черняховске, где пока временно находится истребительная авиация.
Однако надо было раньше думать, ведь восстановить боевой потенциал региона будет очень сложно: военных пилотов не осталось, новых самолетов тоже нет, новые танки не пропустит Литва, поэтому придется везти их морем на пароме из Усть-Луги (Ленинградская область). Давно уже нет личного состава, и взять его просто негде, поскольку в стране осталось одно-единственное летное училище, да и сейчас в целом в российских ВВС огромный некомплект летного состава. Поэтому, скорее всего, авиаполки будут воссозданы только на бумаге и при всем желании сделать их боеготовыми в обозримом будущем будет невозможно. О более масштабных мерах усиления - воссоздании 11-й армии или переброске под Калининград бронетехники - речи пока не идет.
Замглавы калининградского отделения ЕР, депутат Госдумы VI созыва, ветеран спецподразделений Андрей Колесник считает появление западной бронетехники вдоль границ области сильным раздражителем, в том числе для обычных жителей области. «Если вдруг что-то случится, то пожгут эти танки и от них ничего не останется. Но зачем все эти провокации? Калининградскую область натурально берут в кольцо», - сказал Колесник. По его словам, Польша и Литва не понимают, что сами себя превращают в мишень, соглашаясь стать плацдармом для натовских войск. «В 1941-м году тоже говорили, что войны не будет. У нас народ обученный. К таким вещам надо относиться крайне осторожно, особенно в нынешний неспокойный период. О чем думают руководители этих стран, когда принимают такие решения?» - задается вопросом Колесник.
Кроме появления новых авиаполков еще одной мерой может стать усиление своей группировки «Искандеров». Как говорил на днях глава комитета Госдумы по обороне Владимир Шаманов, комментируя развертывание в сопредельной Польше бронетанковой дивизии США, «мы не будем смотреть на это спустя рукава, мы обязательно будем принимать ответные меры». Он не исключил размещение на западном направлении дополнительных военных частей. В Вашингтоне на угрозу Шаманова реагировали болезненно. Как отметил пресс-секретарь Госдепа США адмирал Джон Кирби, подобные шаги Москвы дестабилизируют безопасность в Европе. По его словам, ни одно развитие событий на континенте не требует «такого военного ответа».
Между тем в итоге американские солдаты оказались уже в 30 километрах от границы Калининградской области. В конце прошлой недели в польский город Эльблонг прибыла американская военная техника. Как заявил начальник штаба многонациональной дивизии «Север-Восток» бригадный генерал США Адам Йокс, «их присутствие здесь свидетельствует о желании обороны Европы и укрепления НАТО в Европе»…
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/v-rossii/voennyy-potentsial-kaliningrada.html