Помимо ограничения численности дипломатической миссии США в России до 455 человек (накануне выборов 2018 года), Совбез РФ, собираясь на экстренные совещания, явно прорабатывал более масштабные меры. Впрочем, было решено не отвечать незамедлительно.
Ответ на санкции насчитал 35 высылаемых дипломатов, членов их семей, а также сокращение рабочего персонала дипмиссии, в том числе, из российских граждан (всего из 1210 человек должно остаться 455, как и в российской дипмиссии в США), закрытие складов на Дорожной улице и дачи в Серебряном Бору. Российские спецслужбы ожидают обнаружить на бывшем дипломатическом объекте – даче – следы демонтажа антенн и другого разведоборудования.
Госдеп США «будет думать» над ответными мерами после сокращения состава своей дипмиссии в России. Там подчеркнуто делают вид, что российская мера – не ответ на высылку российских дипломатов в декабре 2016 года (Дж.Теффт), а самостоятельный акт.
Дальнейшие антисанкции в отношении США будут применяться традиционно в направлении снижения влияния Штатов на территории РФ. В конкретный список предлагаемых мер входят:
1. Прекращение поставок двигателей РД-180 (аналогов нет), сворачивание сотрудничества на МКС и в дальнем космосе.
2. «Заморозка» дивидендов американских компаний, действующих на территории РФ, сворачивание их деловой активности. Тут надо отметить, что прямой товарооборот между странами невелик — в 2016 году он составил всего $20,2 млрд и распределен примерно пополам. Из США в Россию поставляется в основном продукция машиностроения и прочее высокотехнологическое оборудование (в том числе для энергетики и нефтедобычи и переработки, треть импорта вообще идет под грифом «секретный код»). Заменить его, вероятно, возможно — например, европейскими аналогами, но это может быть затруднительно, в том числе технологически, и точно окажется большей проблемой для Москвы, чем для Вашингтона, поскольку затронет не просто рядовых граждан (как продуктовые санкции против Европы и Турции), а целые стратегически важные отрасли. Крупнейшей статьей российских поставок в США являются нефтепродукты (35% экспорта в 2016 году), в основном это нефть из балтийских портов и Арктики, газовый конденсат и нафта. Но американские НПЗ могут без труда приобрести эти продукты на рынке, равно как и нефтяники РФ легко найдут других покупателей.
3. Блокировка контрактов на поставку обогащенного уранового продукта для американских АЭС. Как бы не пыжился поначалу концерн «Вестингауз», от банкротства это его не спасло, и теперь США в течение последних десятилетий критически зависят от поставок российского обогащенного уранового продукта (ОУП) для своих АЭС. В 1994–2013 годах поставки «Техснабэкспорта» (TENEX, внешнеторговая компания «Росатома») шли, по сути, на некоммерческой основе через договор ВОУ-НОУ, и тогда уран из России закрывал около половины потребностей АЭС США. С 2015 года поставки пошли по прямым коммерческим договорам с американскими энергокомпаниями: TENEX получила квоту 20% рынка (около 3 млн единиц работы разделения в год). В 2011–2016 годах квота выбиралась полностью, в 2017–2020 годах — на 95%. TENEX имеет 25 контрактов с 19 потребителями ОУП из США с горизонтом до 2028 года на $6,5 млрд.
Возможная остановка поставок повредит обеим сторонам: США придется искать замену российскому ОУП на рынке с небольшим количеством игроков, TENEX вряд ли сможет быстро заместить рынок США альтернативными поставками.
4. Прекращение поставок титана с «ВСМПО-Ависма» для концерна «Боинг» (1/3 необходимого ему объема). Дело в том, что США остаются основным экспортным рынком для российской «ВСМПО-Ависмы», в 2016 году страна обеспечила компании 32% отгрузок и 48% экспортных продаж. В то же время на «ВСМПО-Ависму» приходится около половины импорта титана в США, более трети потребностей авиастроительного концерна Boeing закрывает именно Россия. Инвестиции тоже взаимны — у «ВСМПО-Ависмы» есть дочерние структуры и СП в США, а у Boeing — СП в России. В российской компании пока не готовы обсуждать перспективы санкций, но до сих пор подобные вопросы не поднимались.
5. Перекрытие доступа к российским месторождениям редкоземельных металлов.
6. Прекращение поставок алюминия. Существенный объем в экспорте из РФ в США занимает алюминий, но ограничение этих поставок маловероятно: они обеспечивают четверть продаж «Русала».
Новый «санкционный» документ делает фактически невозможным возврат России её дипломатической недвижимости в США, арестованной ещё при прежней администрации Б.Обамы. А ограничение работы американских компаний в России – наиболее эффективный ответ, особенно в сфере потребительского рынка, фармацевтики и в IT. Речь идёт о McDonald`s, Coca-Cola и PepsiCo (бренды «Домик в деревне», «Чудо», Lay`s, Cheetos); Mondelez и Marsх (Pedigree, Whiskas), а также об американских Google, Facebook, Apple, Adobe и Microsoft.
На рынке лекарств (эффективным может оказаться и запрет прямого импорта — в 2016 году из США в Россию была поставлена фармацевтическая продукция почти на $560 млн) работают Abbott Laboratories (в 2014 году купила крупного российского фармпроизводителя «Верофарм»), Eli Lilly и мировой гигант Pfizer, который совместно с «Новамедикой», портфельной компаний «Роснано», строит в Калужской области завод по выпуску инъекционных препаратов.
В своё время деятельность Б.Обамы подтолкнула бурное развитие отношений РФ и КНР, теперь деятельность Конгресса подталкивает ЕС к РФ. Впрочем, В.Путин, судя по его высказываниям, пока против столь решительных действий.
Надо отметить, что Банк России остается мировым лидером по наращиванию золота в международных резервах. За первые шесть месяцев года они пополнились еще на 100 тонн. За 2015 и 2016 гг. ЦБ купил 206,7 и 200,7 тонн драгоценного металла. Таким образом, за два с половиной года золотые резервы страны доросли до 1,7 тыс. тонн. Для того чтобы по этому показателю догнать Китай нам необходимо купить еще 126,7 тонн металла.
При этом во всем мире лишь три ЦБ могут позволить продолжать скупать золото — это мегарегуляторы Турции, Казахстана и России, и за шесть месяцев 2017 года на троих они приобрели 200,7 тонн золота, тогда как чистый мировой спрос со стороны всех регуляторов составил 174,3 тонн. То есть, другие банки продали в общей сложности 26,4 тонны золота. В результате, по мнению экспертов, уже через 5-7 лет Россия, Китай и Индия полностью откажутся в международных расчетах от доллара и евро, что, несомненно, негативно скажется на лишившихся рынка сбыта долларов Соединенных Штатах.
Полный текст статьи: http://operline.ru/content/vlast-i-obshchestvo/chem-rossiya-mozhet-prishchemit-ssha-v-otvet-na-novye-sanktsii.html